Деревянное искусство - gadsclub. Деревянное искусство - gadsclub Деревянное искусство

Деревянное искусство August 11th, 2014

Дерево - один из самых тёплых и благородных материалов. Доступный, возобновляемый и экологически чистый ресурс. А если у Вас есть фантазия и загородный дом и свободное время, не ленитесь... купите инструмент для резьбы по дереву, аппарат для выжигания, лак и краску и вперёд к созданию настоящих hand-made шедевров!

А мы покажем Вам некоторые необыкновенные деревянные изделия для декора интерьера.



Силуэт оленя, вырезанный из старых деревянных поддонов - панно в прихожую.


Панно в виде дощатого сердца, покрытого разными красками.


Вазы, изготовленные из обыкновенных банок и деревянных досок, покрытых краской и искусственно состаренных.



Устройте настоящий бар из деревянных досок. Двойные полочки из реек: бутылки с любимыми напитками и бокалы надёжно размещены на стене.


У Вас есть деревянный бочонок? Просто отлично! Шланг, смеситель, простая мойка и вуаля - необычный умывальник для дачи готов.


Помните детские санки? Помните, как весело было катиться с ледяной горки? Используйте подобные рейки для создания яркого hand-made коврика для дачи.


Романтические качели, которые идеально впишутся в интерьер загородного дома или в цветущий сад.



А самое невзрачное полено можно без особых хлопот превратить в креативный подсвечник. Главное, внутри каждого отверстия расположите по небольшому стеклянному стакану, куда будете в дальнейшем ставить финские свечи. И помните, что огонь, даже такой маленький, без присмотра оставлять нельзя!

История обработки дерева

История обработки дерева

На протяжении всей истории ремесел и искусства работы, сделанные мастерами любого профиля и направления, были и есть ценны, именно благодаря тому, что изготовлены руками творца, как результат его воображения, опыта, мастерства, таланта и понимания тонкостей и нюансов конкретных критериев и требований.

Среди многочисленных видов прикладного творчества мы хотим акцентировать на некоторых видах изделий ручной работы из дерева.

Одним из первых материалов, из которых в далеком прошлом наши предки начали изготавливать различные предметы, было именно дерево, потому что, в сравнении с другими материалами оно легче подвергается обработке, красиво, легко и доступно. С самого зарождения человечской цивилизации дерево играет особую роль: достаточно лишь вспомнить про огонь - одного из основных факторов становления и развития человека. У очень многих народов дерево - об"ект поклонения, есть даже древние религии, связанные с обожествлением деревьев, и для нас всех очевидно почему: это и строительный материал, и крыша над головой, и тепло, и мебель, и многое - многое другое.

И среди многочисленных "достоинств" , благодаря которым человечество ценит дерево, выделяется вид искусства - художественная резьба по дереву. У разных народов есть различные по своей сути принципы, методы, способы и об"екты обработки деревянных изделий. Среди многочисленных об"ектов художественной резьбы и обработки по дереву наиболее известны статуэтки, шкатулки, иконы, различные сувениры, посуда, рамы для картин, фотографий и гобеленов, отдельные компоненты мебели и других предметов интерьера и т.д., и т.д.

С давних времен резьба по дереву и его обработка, как и все другие виды ремесел и искусства с течением времени совершенствовалась: если еще в самом начале дерево обрабатывалось с помощью простых камней или самих кусков дерева, то впоследствии оно подвергалось обработке металлическими или абразивными материалами, вначале примитивными, а затем более усовершенствованными и более способными выполнять конкретные назначения.

В наше время деревянные изделия, в подавляющем большинстве случаев, изгатавливаются с помощью всевозможных деревообрабатывающих станков, агрегатов и других технических аппаратов. Это помогает населению нашей планеты сделать более доступными необходимые изделия из дерева для быта, обустройства интерьера, промышленных нужд и т.д., и вызвано величайшим спросом подобных предметов, а также намного понижает их себестоимость, что также очень важно.

Высоко оценивая работу деревообрабатывающих предприятий, мы же хотим предоставить вашему вниманию изделия из дерева, сделанные исключительно вручную, без применения современных видов техники, а с помощью специальных ручных инструментов, где самое главное - руки и навык мастеров, а также традиционные, передающиеся из поколения в поколение способы обработки и резьбы по дереву.

На огромных российских просторах произрастает немало различных пород деревьев. Дерево издревле использовалось человеком в повседневной жизни. Из него строили дома, сооружали средства передвижения, им отапливали жилища…

Изделия из дерева

Благодаря археологическим исследованиям, нам стало известно о том, что изделия из дерева были на Руси в ходу ещё в IX в.

До наших времён сохранились предметы мебели из натурального дерева: сосны, дуба, лиственницы. Сейчас старинные деревянные изделия считаются антиквариатом и стоят очень дорого. Красивые и добротные столы, кресла, комоды и т.д. можно увидеть в музейных экспозициях. Глядя на них осознаёшь, в какой обстановке жили наши не слишком далёкие предки.

На какое-то время современные искусственные материалы вытеснили товары из натурального дерева с торговых прилавков и из нашей жизни. Но они, обладая несомненным преимуществом, начали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

Несмотря на высокую стоимость, пользуется спросом мебель из натурального дерева. Она придаёт любому помещению тепло и уют. Загородные дома стоят, в основном из дерева. Как шикарно смотрятся строения из оцилиндрованных брёвен! Не дома, а настоящие терема!

Резьба по дереву

Дерево является очень податливым материалом. Это свойство было замечено не только нашими соотечественниками. Мастера во всём мире обрабатывали деревянные изделия. В разных странах образовались свои пристрастия, своя резьба по дереву . Одни предпочитали вырезать геометрические фигуры, другие цветочные мотивы.

Деревянною резьбой украшали и дома, и предметы домашнего обихода: мебель, посуду, детские игрушки.

Специалисты разделили искусство резьбы по дереву на несколько условных видов. К первому отнесли те, при которых рисунок находится на плоскости, не имея сквозных прорезей. Этот вид получил название «глухой резьбы». Соответственно, «сквозною резьбой» назвали тот вид, где при создании орнамента производились сквозные выпилы и вырезы обрабатываемого материала. Имеется ещё и третий вид - это резьба скульптурная.

Так называемая, «домовая резьба», включает в себя все перечисленные виды. На ставнях, обычно, была глухая резьба, на наличниках - сквозная, а на крыше красовалась фигурка - скульптура.

Почти забытое искусство возрождается. Это не может не радовать. Деревянные узоры приятны глазу, вызывают улыбку, а, значит, делают нас добрее.

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III- IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа (конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд, люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты; изготавливали посуду (чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины, информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря , стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов - пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники: гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Русское искусство , возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.


Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.


Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

Сама сказочная природа с ее чарующими пейзажами была источником вдохновения многих поколений народных мастеров, пронесших через столетия свое волшебное самобытное творчество. Особенных достижений в деревообработке добились мастера на Полесье и в лесостепных районах. Простыми и, очевидно, самыми древними, сохранившимся еще в ХІХ- в начале ХХ в.в. приемами обработки древесины были выжигание и выдалбывание (вырезание) из цельного куска дерева.
Из дерева делали сани, возы, лодки, лавки, сундуки («скрині»), полки для мисок — «мисники», ткацкие станки, бочки, корыта («ночви»), ведра, миски, бочки для сала (бодни), ложки, лопаты,ковши, коромысла, ульи.На основе использования древесных материалов развивались такие ремесла, как токарное, столярное, плотничество, бондарство, «стельмашество» (изготовление возов) и др.


Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки: резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.

Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в.)

Белорусь также может гордится успехами в деревообрабатывающих промыслах. Жизнь белорусского крестьянина была тесно связана с лесом, в нем он жил и его дарами пользовался. Из древесины строили жилые и хозяйственные помещения, выжигали уголь, деготь. Из коры добывали мочало и веревки, луб для коробов, лыко для плетения лаптей и корзин. Из древесины изготавливали разнообразные предметы обихода, мебель, посуду и средства передвижения. В ассортименте деревянных изделий много вещей прикладного характера: кружки резные и с росписью, ложки с резьбой, ступки, ковши, расписанные кухонные доски, шкатулки разного назначения и т.д. В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Прекрасным примером ранней белорусской церковной резьбы являютсяцарские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в .) В Беларуси существовала уникальная техника резьбы по дереву: гомельская скань-создание сложнейших кружевных рисунков из стружки разных пород дерева.

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег, мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель(шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла,), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера - сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.

Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан - старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества - это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.

Храм-реликварий Дайбуцуден

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы: плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.