Презентация на тему темперамент и характер человека. Презентация к профориентационному занятию "Типы нервной системы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характер и темперамент. Выполнил учитель ОБЖ МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области Козырь Юрий Дмитриевич.

Характеристики человека. Вы, наверное, заметили, что вы и ваши друзья, школьные товарищи, по-разному реагируете на школьный звонок. Одни всё бросают и сломя голову бегут в класс. Другие, если заняты были разговором, сначала все-таки договорят и только потом бегут на урок. Третьи, не торопясь, степенно возвращаются в класс.

Характеристика человека – это особенность нервной системы. Эти характеристики человека – быстро или медленно, импульсивно или степенно, в одиночестве или всегда в компании, доведя дело до конца или бросая в середине дела – зависят от особенностей его нервной системы.

Темперамент. Особенности нервной системы человека называются темпераментом. В психологии под темпераментом понимают характеристику человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека: силы, подвижности и возбудимости.

Типы темперамента. Условно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сагвиник. Сангвиник – человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик. Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик. Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстроговорящий человек.

Меланхолик. Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко всё переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он и быстрее устаёт.

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Например, когда вы увлечённо болеете за любимую спортивную команду, вы можете вести себя как холерик, то есть прыгать, вскакивать с места, кричать, обнимать соседа или отчаянно ругать незадачливого игрока.

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Когда вы готовите уроки, понимая, что для вас это важно, вы можете выглядеть флегматиком.

Однако! Экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях или когда долго приходится заниматься одним делом, преобладающий тип темперамента обязательно начинает играть главную роль.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия холерик начнёт лихорадочно метаться и суетиться, а если не сможет взять под контроль проявления своего темперамента, то, скорее всего, поддастся панике.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия меланхолик наверняка впадёт в глубокое уныние и начнёт представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это может помешать ему принять правильное решение.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия флегматики из-за своей заторможенности чаще всего недооценивают опасность, что также вредно для обеспечения безопасности.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия сангвиник, скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найти в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним.

Вы сможете в чрезвычайной природной ситуации преодолеть особенности своей нервной системы. Если вы будете тренировать свою волю (решительность, настойчивость, управление своими эмоциями, настроением). Если вы будете тренировать свои психические процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение).

Чтобы психологически подготовиться к встрече с опасностью: надо обратить внимание на свой характер.

От кого зависит формирование нашего характера? В основе характера человека лежит его темперамент, который дан нам от природы, а характер – это то, за что ответственны мы сами. Чем мы старше, тем в большей степени формирование нашего характера зависит от нас самих.

Несамостоятельный характер. Если при любой ситуации, даже самой незначительной опасности вы привыкли постоянно прятаться за чью-нибудь спину (папину, мамину, брата, сестры, друга), то, значит, у вас вырабатывается несамостоятельный характер.

Помните! В случае опасности, когда никого не окажется рядом, несамостоятельный характер может вас подвести. Учитесь принимать решения и грамотно действовать сами, советуясь вначале с более опытными и знающими людьми.

Помните! Любые чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера страшны прежде всего тем, что они, как правило, внезапны. Двадцать первый век богат такими происшествиями в разных частях планеты и нашей страны.

Помните! Тем не менее в значительной мере вы можете помочь себе выжить, если противопоставите чрезвычайным ситуациям свои знания, умения, силу воли, характер и способности.

Источники. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. http:// nova.rambler.ru http://images.rambler.ru

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Что такое темперамент?

Темперамент (в переводе с лат. temperamentum -
соразмерность, надлежащее соотношение частей)
это устойчивая совокупность индивидуальных
психофизиологических особенностей личности,
связанных с динамическими, а не содержательными
аспектами деятельности
Темперамент составляет основу развития характера
С физиологической точки зрения он обусловлен
типом высшей нервной деятельности человека, и
проявляется в поведении человека (характера), в
степени его жизненной активности.

Гиппократ и темперамент

Творцом теории о типах
темперамента по праву можно
назвать Гиппократа –
древнегреческого врача

Гиппократ и темперамент

Гиппократ утверждал, что индивиды
разделяются в зависимости от
соотношения
4-х главных жидкостей, находящихся
в теле человека:
Лимфы,
Крови,
Жёлтой желчи
Чёрной желчи

Типы темперамента (согласно теории Гиппократа)

Холерик
Сангвини
к
Меланхоли
Флегматик
к

Холерик

В организме данного типа
преобладает желтая желчь
Отличительная
черта холерика - это сильные
эмоции и быстрая смена
настроений. Такие люди всегда
очень эмоциональные и
зачастую неуравновешенные.
Их легко заставить плакать или
смеяться. Они всегда куда-то
спешат.
У холерика - сильная,
неуравновешенная, подвижная
нервная система.

Херлуф Бидструп известный датский художник-карикатурист, автор самой известной карикатуры «Четыре типа темперамента» представил типы те

Херлуф Бидструп известный датский художниккарикатурист, автор самой известной карикатуры
«Четыре типа темперамента» представил типы
темперамента следующим образом
Холерик
Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Быстро
загорается что-либо делать и так же быстро может бросить.
Подвижность нервной системы холерика больше её
торможения. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою
энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что
сил больше не остается

Известные холерики

Сангвиник

В организме сангвиников
преобладает кровь, делающая
представителей данного
психотипа очень живыми и
общительными.
Их эмоции активно сменяют
одна другую, и благодаря этому
сангвиники очень быстро
приспосабливаются к любым
переменам. Такие люди легко
переносят неудачи.
Сангвиник - нервная система сильная,
подвижная, уравновешеная.

Сангвиник

О сангвинике можно сказать, что он жизнерадостный и
энергичный, распространяет вокруг себя радость и теплоту. Как и
у холерика эмоции сильные и подвижные, но уравновешенные. То
есть он внешне очень активен, зато внутри царит спокойствие.
Если случается неудача, то сангвиник за счет своих качеств
быстро приходит в себя и продолжает жить, как не бывало.

Известные сангвиники

Меланхолик

меланхолики, в организме
которых преобладает черная
желчь.
Люди данного психотипа
астеничны, грустны и
боязливы. Они склонны к тоске
и печали, депрессиям и
постоянным переживаниям.
Они предпочитают
одиночество и стараются реже
контактировать с людьми.
Меланхолик - слабый,
подвижный, неуравновешенный
тип нервной системы.

Меланхолик

Меланхолик - это печальный человек, который ведет себя так, что вот-вот
заплачет. Грусть распространяется вокруг него на много метров. Мысли в
голове меланхолика о неизбежном и обязательно скорбном. Повышенная
чувствительность при большой инертности приводит к тому, что
незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно
обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его
невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в
себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.

Известные меланхолики

Флегматик

Если в организме человека
преобладает лимфа, он является
флегматиком.
Люди данного психотипа спокойны
и невозмутимы. Они выглядят
немного ленивыми, но на самом
деле они скорее медлительны и
более стабильны в своих эмоциях.
Флегматики могут быть очень даже
упорными и настойчивыми в
выбранном ими занятии. Свою
неторопливость они компенсируют
усидчивостью и прилежанием.
У флегматика - сильная,
уравновешенная, инертная нервная
система.

Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся

Флегматик
Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его
эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения.
Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен и его
трудно вывести из этого состояния. Когда о чем-то говорит, то безо
всяких эмоций, монотонно, поэтому с ними трудно общаться.
Флегматик копит в себе эмоции и, когда наступает переломный
момент, он их выплёскивает.

Известные флегматики

Теории темперамента

Выделяют конституциональные и факторные
теории о темпераменте
Конституциональные направлены на
обнаружение взаимосвязи между
психическими свойствами и строением тела
человека(Типология Кречмера и типология
Шелдона)
Факторные теории (теория К. Юнга)

Типология Кречмера

Конституц
ионный
тип
Особенности
телосложения
Тип темперамента
Астеник
(Лептосоматик)
Тип телосложения - хрупкий, высокий,
плоская грудь, узкие плечи, конечности
длинные и худые
"шизотимик" (замкнутость,
склонность к колебаниям,
упрямость,
малоподатливость к
изменениям).
Пикник
Тип телосложения - толстый, тучный,
средний рост, большой живот, короткая
шея, круглая голова.
"циклотимик" (частые и
глубокие перепады между
печалью и радостью,
легкость в установлении
контактов с другими
людьми)
Атлетик
Тип телосложения - мускулистый,
крепкий, высокий, широкоплечий.
темперамент "иксотимик"
(спокойный,
маловпечатлительный,
невысокая гибкость
мышления)
Диспластик
Тип телосложения - строение
бесформенное, неправильное,
непропорциональное
"шизотимик" (замкнутость,
склонность к колебаниям,
упрямость,
малоподатливость к
изменениям)

Факторные теории темпераметра Теория К. Юнга

Экстраверт
Интроверт
Сенсорик
Интуит
Логик
Этик
Рационал
Иррационал

Теория Юнга

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей
по складу личности на
экстравертов ("обращенных вовне")
интровертов ("обращенных внутрь себя").
У экстравертов ведущим полушарием является
правое полушарие, что частично может
проявляться даже во внешности - у них более
развит левый глаз, т.е. левый глаз больше открыт и
более осмыслен
У интровертов ведущим является левое
полушарие.

Тип нервной системы хотя и определяется
наследственностью, но не является абсолютно
неизменным. В каждом человеке могут
одновременно сочетаться несколько типов
темперамента, но один всегда будет
доминантным.
С возрастом, а также под действием
систематических тренировок, воспитания,
жизненных обстоятельств нервные процессы
могут ослабеть или усилиться, может
ускориться или замедлиться их
переключаемость.

Тест на определение типа темперамента Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1
а) суетливы и неусидчивы;
б) жизнерадостны и веселы;
в) хладнокровны и спокойны;
г) застенчивы и стеснительны.
3
а) прямолинейны и резки по
отношению к другим людям;
б) склонны себя переоценивать;
в) умеете ждать;
г) сомневаетесь в свои силах.
2
а) вспыльчивы и невыдержанны;
б) деловиты и энергичны;
в) обстоятельны
и последовательны;
г) в новой обстановке теряетесь
4
а) незлопамятны;
б) если что-то перестает
интересовать, быстро остываете;
в) строго придерживаетесь
системы в работе и распорядка
дня;
г) приспосабливаетесь невольно к
характеру собеседника.

5
а) вы обладатель порывистых,
резких движений;
б) быстро засыпаете;
в) вам тяжело приспособиться к
новой обстановке;
г) покорны.
6
а) к недостаткам нетерпимы;
б) работоспособны, выносливы;
в) в своих интересы постоянны;
г) легко ранимы, чувствительны.
7
а) нетерпеливы;
б) бросаете начатые дела;
в) рассудительны и осторожны;
г) трудно устанавливаете контакт с
новыми людьми.
8
а) у вас выразительная мимика;
б) быстрая, громкая речь с живыми
жестами;
в) медленно включаетесь в работу;
г) очень обидчивы.
9
а) у вас быстрая, страстная речь;
б) в новую работу включаетесь
быстро;
в) порыв сдерживаете легко;
г) очень впечатлительны.
10
а) работаете рывками;
б) за любое новое дело беретесь с
увлечением;
в) попусту сил не растрачиваете;
г) у вас тихая, слабая речь.
11
а) вам присуща несобранность;
б) настойчивы в достижении
цели;
в) вялы, малоподвижны;
г) ищите сочувствия других
12
а) быстро решаете и действуете;
б) в сложной обстановке
сохраняете самообладание;
в) ровные отношения со всеми;
г) необщительны.

13
а) инициативны и решительны;
б) быстро схватываете новое;
в) не любите попусту болтать,
молчаливы;
г) одиночество переносите легко.
14
а) стремитесь к новому;
б) у вас всегда бодрое настроение;
в) любите аккуратность;
г) робки, малоактивны.
15
а) упрямы;
б) в интересах и склонностях не
постоянны;
в) у вас спокойная, ровная речь с
остановками;
г) при неудачах чувствуете
растерянность и подавленность.
16
а) имеете склонность к горячности;
б) тяготитесь однообразной
кропотливой работой;
в) мало восприимчивы к
порицанию и одобрению;
г) у вас высокие требования к
окружающим и себе.
17
а) склонность к риску;
б) к разным обстоятельствам
приспосабливаетесь легко;
в) начатое дело доводите до конца;
г) у вас быстрая утомляемость.
18
а) резкие смены настроения;
б) склонны отвлекаться;
в) обладаете выдержкой;
г) слишком восприимчивы к
порицанию и одобрению.
19
а) бываете агрессивным, задирой;
б) отзывчивы и общительны;
в) незлобивы;
г) мнительны, подозрительны.
20
а) в споре находчивы;
б) неудачи переживаете легко;
в) терпеливы и сдержанны;
г) имеете склонность уходить в себя.

Ключ к тесту

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и
сколько «г».
Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5.
Вы получите процентное содержание ответов.
Например:
«а» - 7 раз * 5 = 35%
«б» - 10 раз * 5 = 50%
«в» - 2 раза * 5= 10%
«г» - 1 раз * 5 = 5%
Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.
«а» - тип холерика
«б» - тип сангвиника
«в» - тип флегматика
«г» - тип меланхолика.

Слайд 2

План:

1. Актуальность темы. 2. Что же такое темперамент. 2.2 Три основных свойства нервных процессов. 2.3 Павлов Иван Петрович. 2.4 Названия темпераментов. 2.5 Гиппократ. 2.6 Психические особенности индивида. 2.7 Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. 2.8 Экстраверсия и интроверсия. 2.9 Карл Густав Юнг. 2.10 Ригидность и пластичность. 2.11 Виды ригидности. 2.12 Тревожность – особенность темперамента. 3 Что же такое характер? 4 Тесная связь между характером и темпераментом. 5 Чем характер отличается от темперамента. 6 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. 7 Мотивационные и инструментальные черт личности человека. 8 Основные черты личности,входящие в состав характера человека. 9 Заключение.

Слайд 3

Актуальность

Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, понятия темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес. К тому же, если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность. Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью

Слайд 4

Что же такое темперамент?

Темперамент (лат. temperamentum - соотношение, смешение частей, соразмерность) - комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности - интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. Темперамент - природно-обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Слайд 5

Три основных свойства нервных процессов

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.

Слайд 6

Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович (26 сентября 1849 - 27 февраля 1936,)- русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения»

Слайд 7

Названия темпераментов

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиника, желтой желчи (холэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайнахолэ) - у меланхолика.

Слайд 8

Гиппократ

Гиппократ (Hippocrates) (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.) - древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Слайд 9

Психические особенности индивида

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность. 2. Преимущественную подчиненность повеления внешним впечатлениям - экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия. 3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость либо ригидность. 4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности. В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Слайд 10

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции

Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Слайд 11

Экстраверсия и интроверсия

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы - экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra - вне, intro - внутрь и verto - поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны. Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность.

Слайд 12

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности Юнг считал «самость» - стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Слайд 13

Ригидность и пластичность

Ригидность - инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности,а качество противоположное ригидности называют пластичностью,гибкостью, подвижностью, адекватностью.

Слайд 14

Виды ригидности

сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач.

Слайд 15

Тревожность – особенность темперамента

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность - напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации. Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.

Слайд 16

Что же такое характер?

Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают. В психологии различаются характеры определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами) и неопределенные (без таких черт), противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью) и цельные (без таких противоречий).

Слайд 17

Тесная связь между характером и темпераментом

Во –первых -от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному; Во –вторых -темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют; В третьих- в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера; В четвёртых - существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. Итак, в буквальном переводе с греческого, характер означает -чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Слайд 18

Чем характер отличается от темперамента?

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем: Во первых - темперамент человека является врожденным, а характер - приобретенным. Во-вторых -темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер - социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя. В-третьих -темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер - реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков. В-четвёртых Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят. В- пятых -применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру - термином « черты »

Слайд 19

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Слайд 20

Мотивационные и инструментальные черт личности человека

Мотивационные черты характера - побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Слайд 21

Основные черты личности,входящие в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность. переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Слайд 22

Заключение

Темперамент − это природная заданность человека. Но на протяжении своей жизни личность может развивать необходимые ей качества, осознавать гармонию и дисгармонию в себе, находить способы эволюционного роста. Люди с разными свойствами темперамента по-разному видят окружающий мир, приходят в него с разными проблемами и развиваются отличающимися друг от друга путями. Наделяя каждого человека от рождения определенной темпераментальнойзаданностью, природа вместе с тем позаботилась о том, чтобы все функции человеческого пребывания на Земле были воплощены для гармоничной жизни в обществе. Познавая себя и гибко используя накопленные многовековые знания, человек не будет диссонировать с окружающим миром, сможет максимально реализовать заложенный в нем биологический и социальный потенциал.


ЛЕВ Импульсивный, активный, решительный, берет ситуацию в свои руки, специалист по контролю (что, как, когда, где), сильно выраженные лидерские качества Важно: все пожелания и критика должна высказываться в дружелюбной форме, любит факты, должны быть определены четкие сферы влияния Проблемы: не терпит соперников в достижениях, не интересует процесс выполнения задачи, может быть недостаточно гуманен (идти по головам) Рукопожатие – рука сверху и согнута в локте.



Креативщик Экспрессивные Серфинг (ловит волну) – движим чутьем, инициативой, развита интуиция, имеют чувство юмора Важно: вдохновение, внимание, признание, рукопожатия, объятия. Нельзя сильно давить, нужно выслушать, тогда дело будет доведено до конца. Проблемы: неорганизованны, не всегда доводят дело до конца, чувства затмевают конечную цель проекта.


ДРУЖЕЛЮБНЫЙ Помощники, дружелюбные, специалисты по отношениям, умеют держать баланс в коллективе. Стремятся к честным, доверительным отношениям. Точно передает климат в коллективе. Важно: если в коллективе конфликт, проблема в отношениях, может закрыться, молчать. Необходима доверительная беседа, вдохновение. Проблема: нерешительны, не терпят давление


Аналитик Аккуратен, точен, любит факты, статистику. Объясняет, учит. Дает возможность планировать работу, правильно распределять обязанности. Важно: говорит только то, в чем полностью уверен, испытывает стресс при хаосе, беспорядке. Не любит спонтанных решений, нужно время на подготовку. Проблема: медлительность, не принимает решения, не инициативен, не общителен, равнодушен к проблемам.




















Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации.


Сангвиники Высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности.


Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот « общение » с компьютерами для него подходит больше. Меланхолики


Флегматичный темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны. Доводят начатое дело до конца. Следует развивать - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.




Способности Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности Природные (восприятие, память, мышление) Специфические (музыкальные, Математические, лингвистические и т. д.)







Эмоция – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. (« уход в себя », чувство одиночества, паника, страх). Чувства – это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым)


Настроения – наиболее длительное состояние. Настроение отражает общее состояние переживаний человека. Настроение может быть приподнятым или подавленным. К настроению относят скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность. Стресс – реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Психология
Тема:Темперамент.Характер.
Способности
Работу выполнила
Студентка 1 курса
КФУ ИФМК
Группы 10.1-606
Вакульчик Диана

Темперамент

Темперамент- индивидуальносвоеобразные свойства психики,
определяющие динамику психической
деятельности человека, которые,
одинаково проявляясь в разнообразной
деятельности независимо от ее
содержания, целей, мотивов, остаются
постоянными в зрелом возрасте и во
взаимосвязи характеризуют тип
темперамента.

Общая активность определяется
степенью интенсивности
взаимодействия человека с
окружающей средой -
природной и социальной. Здесь
можно выделить две крайности.
Один тип людей отличается
своей явно выраженной
вялостью, пассивностью, а
другой - высокой активностью,
быстротой в действиях.
Представители других
темпераментов располагаются
между этими двумя полюсами.

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет
устойчивые стремления и настроение,
внешне скуп на проявление эмоций и
чувств. Он проявляет упорство и
настойчивость в работе, оставаясь
спокойным и уравновешенным. В работе
он производителен, компенсируя свою
неспешность прилежанием.
Холерик - быстрый, страстный,
порывистый, однако совершенно
неуравновешенный, с резко меняющимся
настроением с эмоциональными
вспышками, быстро истощаемый. У него
нет равновесия нервных процессов, это
его резко отличает от сангвиника. Холерик,
увлекаясь, безалаберно растрачивает свои
силы и быстро истощается.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный
человек, с частой сменой настроения,
впечатлений, с быстрой реакцией на все
события, происходящие вокруг него,
довольно легко примиряющийся со
своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиники обладают
выразительной мимикой. Он очень
продуктивен в работе, когда ему
интересно, приходя в сильное
возбуждение от этого, если работа не
интересна, он относится к ней
безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик - человек легко ранимый,
склонный к постоянному переживанию
различных событий, он мало реагирует на
внешние факторы. Свои астенические
переживания он не может сдерживать
усилием воли, он чересчур впечатлителен,
легко эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так
и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и
самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как
человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и
эмоциями; флегматику, как выдержанному, без
скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко
отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как
страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у
меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика -
безразличие к людям, сухость; у сангвиника -
поверхностность, разбросанность. непостоянство; у холерика -
поспешность решений.

Характер

Характер (греч. - примета, отличительное
свойство, отличительная черта, черта, знак
или печать) - структура стойких,
сравнительно постоянных психических
свойств, определяющих особенности
отношений и поведения личности.

Науки

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития.
Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов
характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение
человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием
личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся
внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является
объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и
характера человека получили название гороскопов.
Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis -
“природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его
принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам
могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в
характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia -
“гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по
кожному рельефу ладоней.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако
изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало
толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Структура характера

отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность,
чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и
противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость,
презрение к людям, индивидуализм);
черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие,
склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное
отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им
черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность,
безответственное отношение к делу, пассивность);
черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство
собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней
самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение,
иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость,
застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно
о своем личном благе);
черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или
неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными
руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые,
серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При
расстройствах психики склонны к шизофрении;
Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с
мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные,
невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике;
не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах
психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или
склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом
с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди
общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к
новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакальнодепрессивному психозу.

Характер определяется и формируется в течение всей
жизни человека. Образ жизни включает в себя образ
мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве.
Поэтому по мере того, как формируется определенный
образ жизни человека, формируется и сам человек.
Большую роль здесь играют общественные условия и
конкретные жизненные обстоятельства, в которых
проходит жизненный путь человека, на основе его
природных свойств и в результате его деяний и
поступков. Однако непосредственно формирование
характера происходит в различных по уровню развития
группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная
команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от
того, какая группа является для личности референтной и
какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут
развиваться у ее членов. Черты характера также будут
зависеть от позиции индивида в группе, от того как
интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого
уровня развития создаются наиболее благоприятные
возможности для становления лучших черт характера.
Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,
развивается и сам коллектив.

Взаимоотношение характера и темперамента

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРА И
ТЕМПЕРАМЕНТА
В науке среди господствующих взглядов на
взаимоотношения характера и темперамента можно
выделить четыре основных:
отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер,
А. Ружицкий);
противопоставление характера и темперамента,
подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В.
Вирениус);
признание темперамента элементом характера, его
ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С.
Городецкий);
признание темперамента природной основой характера
(Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Способности

Способности - это индивидуальнопсихологические особенности, имеющие
отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности, не сводимые к
знаниям, навыкам и умениям личности, но
объясняющие быстроту и легкость их
приобретения.

Задатки - это природная предпосылка
способности, анатомо-физиологические
особенности, лежащие в основе развития
способностей. Нет способностей, как вне
деятельности, так и вне задатков. Задатки
врожденны и статичны в отличие от
динамических способностей. Задаток сам по
себе не определен, ни на что не направлен,
многозначен. Он получает свою
определенность, только будучи, включенным в
структуру деятельности, в динамику
способности.

Способность и деятельность

СПОСОБНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за
ним стоят работы многих отечественных исследователей,
начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее
разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как
знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия
(1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (19301972) и др.
способности проявляются не в самих знаниях, умениях и
навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько
быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От
способностей зависит качество выполнения деятельности, ее
успешность и уровень достижений, и также то, как эта
деятельность выполняется.

Знаниевый подход
Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию
связей способности и деятельности. Его главное отличие от
предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании
способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой
позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (19171989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном
аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет
динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития
способностей обеспечена только соответствующими операциями и
знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не
предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания,
навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания,
функционирования и развития способностей. Поэтому
многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены
математическим, умственным, педагогическим способностям, как
правило, широко известны и перспективны.

Иерархия способностей

ИЕРАРХИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Способности существуют и
развиваются или погибают
в личности точно так же, как
психологически “исходные”
потребности, мотивы
деятельности. В личности
наблюдается своя динамическая
иерархия способностей. В этой
структуре выделяются и особые
личностные образования,
называемые одаренностью.
Одаренность - качественно
своеобразное, личностное
сочетание способностей.
Гениальность - это качественно
наивысшая степень развития и
проявления одаренности и
таланта.

Проблемы диагностики способностей

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙ
Проблемы диагностики способностей никогда
не теряли своей актуальности. По-особому
остро стоят они и в сегодняшней России в
условиях модернизации образования.
Обозначим лишь некоторые спорные,
нерешенные вопросы, например, проблема
создания элитных школ и других учебных
заведений для одаренных детей. Одаренность
молодых поколений - это залог достойного
будущего для любой страны. Но основной
вопрос в том, существуют ли в науке надежные
объективные критерии одаренности. Следует
сказать, что для широкомасштабных измерений
таких валидных критериев в современной
научной психологии нет. Но тогда их место
займут полупрофессиональные, статусные,
финансовые и прочие критерии детской
одаренности. Быть может, целесообразнее и
гуманнее вложить соответствующие усилия и
средства в работу с “обыкновенными” детьми?