Георгиевская церковь во Владимире (храм Георгия Победоносца) — памятник провинциального барокко. Георгиевская церковь на варварке Георгиевская церковь

Первое упоминание о храме относится к 1460 г., когда на месте нашего храма стоял другой, маленький и деревянный. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм - «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках».

Существует несколько версий происхождения этих названий. По наиболее распространённой версии здесь были лужки для выгона скота, чьим покровителем считался великомученик Георгий, и около которых находилась Коровья площадка, где купцы торговали крупным рогатым скотом. По другим версиям названия произошли от торговцев луком или изготовителей луков со стрелами.

В 1657 г. в «Сторельной книге» (книга о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в XVI-XVII вв.) впервые упоминается каменная Георгиевская церковь.

В XVII веке на месте деревянной церкви на средства купца Гаврилы Никитича Романова был возведён двухэтажный каменный храм и колокольня, соединённая с храмом галереей - гульбищем. В 1693 году главный, нижний, храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей - гульбищем.

За свою многовековую историю храм св. Георгия претерпел много бед и лишений. Однако Господь был милостив, и во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года он горел, но уцелел и был мало разграблен. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен.

В 1862 году храм приобрёл современный вид. Галерея между ним и колокольней была снесена. Появились два симметричных придела: южный - преподобного Феодора Сикеота, возведённого иждивением купчихи Мазуриной Александры Васильевны и северный - преподобного Нила Столобенского, построенный на средства купца Садомова А. К.

В начале XX века на колокольне находилось 11 колоколов, из которых два были отлиты в XVII веке. На одном из них, весом в 56 пудов, имелась надпись, что его пожертвовал купец Пётр Никитин.
В храме находилось немало икон и утвари XVII-XVIII веков: серебряные напрестольные кресты и богослужебные сосуды, чтимые иконы Божией Матери Голубицкая и Иверская, иконы святителя Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и другие. Верхний Благовещенский храм украшало медное посеребрённое паникадило XVII века.

В 1932 г. храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами.
До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проёмы звона колокольни, пробито несколько новых проёмов, заложен западный, главный вход.

Были утрачены или повреждены многие детали наружного убранства.
Внутри храма возведены междуэтажные перекрытия, много временных перегородок, грузовой лифт, ванна, туалеты. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена.

Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были установлены станки, от работы которых в стенах образовались обширные трещины.

При строительстве электрической подстанции в 2-х метрах от стен храма фундамент его потерял устойчивость и дал усадку, что увеличило трещины в стенах и их разрушение.

За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм. Так оно и стояло заброшенным, пока в 1993 году не было передано Русской Православной Церкви.

В том же 1993 г. образована православная община и начаты ремонтно-восстановительные работы.

Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплён фундамент и стены.

К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни. Все остальные реставрационные работы ведутся, в основном, силами прихода и добровольных помощников, на благотворительные пожертвования.

В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота.
Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья.

На храме, до того обезглавленном, в 2000 году был водружён вызолоченный крест - точная копия исторического креста.

В 2001 г. завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и возведён величественный и великолепный иконостас. Здесь и стали совершаться регулярные богослужения.

А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма и возведению Георгиевского иконостаса. И большая часть богослужений теперь совершается именно здесь.

В настоящее время ведутся работы по реставрации южного придела преподобных Нила Столобенского и Феодора Сикеота - укрепление фундамента, оштукатуривание стен, возведение иконостаса, написание икон и т.д.

С ноября 1884 года по март 1893 года в нашем храме в сане диакона служил известный московский старец - святой праведный Алексей Мечёв.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года в числе сонма новомучеников и исповедников Российских канонизирован в лике священномучеников последний настоятель нашего храма протоиерей Владимир Проферансов. Отец Владимир был секретарём Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и за отказ сотрудничать с НКВД был осуждён, сослан в ссылку в Семипалатинск Казахстанский, затем приговорён тройкой ОГПУ и расстрелян 15 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, вместе с десятками тысяч других мучеников.

Память священномученика Владимира Лубянского (Проферансова) празднуется в нашем храме 15 декабря. Впервые такая торжественная служба прошла в декабре 2000 года, ко времени которой была написана его икона. Ко дню 70-летия мученического подвига сщмч. Владимира Лубянского был отреставрирован северный придел храма, посвящённый его имени, устроен иконостас и оборудован алтарь. 15 декабря 2007 года состоялась первое праздничное богослужение.

Стоит церковь святого великомученика Георгия. Поставлена она на склоне холма, в самом конце Варварки. Зовут её по местоположению “что на Псковской горке”. В разное время храм звался по-разному: «что подле Варварского крестца» или “что на Варварской улице” – в старину рядом с церковью к Варварке выходили аж четыре переулка. В 1674 её упоминали, как та, “что на пяти улицах”, а в 1677 году определяли как “что на пяти улицах Трегубова”.

Название храма Георгия Победоносца в Москве

«На Варварском крестце у тюрем», иногда просто “у тюрем” или “у Старых тюрем” храм звался благодаря довольно обширному (29 х 23 сажени) Государеву тюремному двору, что находился на восточной стороне улицы между Кривым переулком и стеной Китай-города. Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских “лучших людей” в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими.

Церковь святого Георгия на Псковской горке – характерный старо-московский храм.

Характерные черты храма Георгия Победоносца

Церкви Москвы очень часто стоят на фундаментах более древних каменных или деревянных церквей. Их ядром нередко служит древний четверик, постепенно обраставший разновременными пристройками: приделами, трапезной и колокольней. Приделы были нужны, чтобы проводить не одну, а несколько служб в день на разных престолах. Многочисленные приделы, кроме того, повышали статус церкви. Если же в приделе помещали особо чтимую святыню, то и саму церковь начинали звать по этому приделу. Самый известный случай связан с , что на рву, который называют не иначе, как Позже, в XVIII- XIX веках, ко многим церквям пристраивали многоярусные колокольни. Часто случалось, что выглядели они чужеродными по отношению ко всему комплексу храма.

Высокие подклеты (цоколи) использовали для хозяйственных нужд, не только церковных, но и светских. Горожане и купцы с удовольствием нанимали подклеты храмов для сохранения товаров и прочего добра от пожаров, бедствий, да и от воров.

Рассмотрим подробнее характерные черты и особенностям храма Покрова Божией Матери на Варварке, как она названа в книге “Сорок сороков” П.Паламарчука.

Как обычно, храм стоит на древнем каменном основании. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой потомицей и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых. От старой церкви сохранилось каменное основание – подклет.

Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.

Храм Георгия Победоносца. Краткая история

Вот краткая хронология строительства храма:
Ныне существующая кирпичная приходская церковь построена в 1657 году после пожара 1639 гора на фундаменте древнего храма. Она неоднократно перестраивалась.
В Отечественную войну 1812 года храм сильно пострадал. Восстановительные работы завершили к 1816 году.
В 1819 году на средства московского купца, прихожанина храма П.Ф.Соловьёва построили новую колокольню. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.

Одновременно, в 1819 году, расписали главный храм, устроили новый деревянный трёхъярусный иконостас.
К 1827 году завершили возведение трапезной и перестройку Георгиевского придела. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н.Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей.
В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.

Закрыли храм в 1920 году. В советское время церковь долго стояла заброшенной. На крыше храма даже выросло дерево в руку толщиной. В 1965 году храм немного подлатали, но колокольня стояла без крестов и на нём рос куст с человеческий рост. Помещение храма использовали под склад. В 1979 году храм передали ВООПИиК – Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры для проведения выставок. В 1980 году здесь проходила выставка “Русский самовар”. Вернули церковь верующим в 1991 году, а богослужения возобновились в 2005 году.

В 2015 году храм реставрировали и изменили внешний вид.

Храм Георгия Победоносца. Святыни

Когда в храме возобновились регулярные службы, сюда передали икону-мученицу Божией Матери Казанская. На ней остались следы многочисленных пробоин. Этот образ стал символом страданий, выпавших на долю Русской православной церкви в ХХ веке. Эту икону показывали на выставке в Храме Спасителя, в Вашингтоне, в Вене. Отмечен образ многочисленными случаями благодатной помощи Матери Божией по молитвам перед этим святым образом.

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

Не случайно и посвящение храма святому Георгию Победоносцу. На Руси этот святой считался покровителем не только воинов, но домашней скотины. Георгий – греческое имя и означает оно – земледелец. Парадоксально, что святой Егорий также считается заступником … волков. Святому молились о сохранности домашних животных, но если волк утаскивал овцу в лес, то это расценивалось как дар Святому Георгию.
Другое имя Георгия - Юрий. Оно весьма созвучно имени славянского бога Солнца - Ярило. Культ поклонения святому Георгию берёт своё начало в почитании небесного светила, которое приходит весной, а уходит осенью. На Руси празднуют два Егория – вешнего, 6 мая и осеннего, 9 декабря. Об этом в народе есть пословица: “Один Егорий голодный, другой Егорий холодный”. То есть с весенним Егорием полевые работы начинались, а завершались поздней осенью, к осеннему Георгию.

В стародавние времена на осеннего Егория крестьянам разрешалось переходить от одного барина к другому. Царь Фёдор Иоаннович своим указом закрепил крепостное право, отменив “Юрьев день”, т.е. возможность крепостному поменять помещика. И хотя поговорку “вот тебе, бабушка, и Юрьев день” сейчас почти не употребляют в речи, но означает она крушение надежд, ожиданий – хотели перейти к другому землевладельцу, а не вышло, “вот тебе, бабушка, и Юрьев день”.

Храм святого Георгия на Псковской горке открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Во второй половине дня в солнечную погоду купола церкви ярко горят отражёнными солнечными лучами.

В двух шагах от храма Георгия, в Ипатьевском переулке, расположен один из самых красивых храмов Москвы с очень интересной историей, это . В стиле русского узорочья возведена
.

Источники
С.К.Романюк “Москва. Китай-город”, Москва, АНО ИЦ “Москвоведение”, ОАО “Московские учебники”, 2007
“Сорок сороков”, составитель П.Паламарчук, Москва, АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994
“Храм Георгия Победоносца на Псковской горке” – брошюра Русской Православной церкви.
Сайт “Прогулки по Москве” http://liveinmsk.ru/places/a-71.html

May 8th, 2014 , 08:11 am

Храм Георгия Победоносца находится на улице Седина,170 на пересечении с улицей Северная.
Святой великомученик Георгий Победоносец почитаем в России как покровитель российского воинства и державной мощи Российского государства, а также как небесный покровитель российской столицы. История этого дивного храма, одного из самых прекрасных памятников церковного зодчества на Кубани, удивительна.

История храма.
К тысячелетию Балаклавского Георгиевского мужского монастыря в Крыму, в 1891 году, было определено место для подворья такого же монастыря в Екатеринодаре на пути многочисленных паломников.
Закладка камня в честь святого великомученика Георгия Победоносца произошла в воскресенье 18 июня 1895 года после Литургии.
Изначально закладка Храма, по сообщению воскресного выпуска «Кубанских Ведомостей» от 4 июня 1895 года, была намечена на следующее воскресение, 11 июня, но из-за непогоды была отложена и произошла ещё через одну неделю, в воскресение 18 июня после всенощного бдения с вечера субботы и Литургии, начавшейся в 9 часов утра.
На закладке присутствовали представители городских властей, Городской Думы и настоятель Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии игумен Никандр, который в торжественном слове, сказанном по этому поводу, упомянул также, что на подворье будет устроена школа грамотности для детей бедных родителей, необходимость в которой давно назрела. Подворье в ту пору находилось на окраине города и население, жившее по близости и за чертой города, на хуторах, получало возможность обучать детей грамоте и помолиться в храме без необходимости добираться в центральную часть города.

Постройка храма началась. Храм строился более 8 лет на добровольные пожертвования горожан. История не сохранила имени архитектора и автора проекта храма. Достоверно известно лишь то, что строительство велось не без участия знаменитого архитектора Мальгерба — создателя кафедрального Собора во имя Святой Великомученицы Екатерины в центре Екатеринодара.
30 ноября 1903 года, в воскресение, на подворье Балаклавского Георгиевского монастыря в Екатеринодаре был освящен храм во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия. Храм выстроен в византийском стиле — центральная часть и два придела. Северный — в честь преподобного Маркела и Марии Египетской, южный — в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.

Над центральной частью пять классических куполов в виде луковиц, над притвором - колокольня, всего над храмом 11 куполов. Длина храмовой и алтарной части 26 метров, ширина 20 метров. Размер первого яруса колокольни 5,5 м. Фасады решены в одинаковых архитектурно-художественных приёмах и раскрепованы пилястрами с ширинками на первом ярусе, трёхчетвертными пучками колонн на втором и третьем ярусах. Оконные проёмы имеют трёх центровые перемычки на галерее, двойные полуциркульные — на втором ярусе и прямоугольные с контрналичниками и сандриками в виде кокошников на третьем. Цветовое решение фасада выполнено из лицевого кирпича местного производства и цветных изразцов оригинальным и интересным способом.

К 1919 году образовалась самостоятельная Кубанская Епархия, выделившаяся из подчинения Ставропольской кафедры. Новая Кубанская Епархия насчитывала в своём составе 500 приходов. После известных исторических событий октября 1917 года наступили непростые взаимоотношения между Православной Церковью и государством, от которого Церковь была отделена. Сложная жизнь началась и для всех верующих. В период с 1922 года по 1939 год большинство храмов в городах и районных станицах епархии фактически было закрыто, многие из них были разрушены до основания.

Последней в Краснодаре была закрыта Всесвятская церковь на городском кладбище. Действующим остался только Свято-Георгиевский храм.

А с 1937 года по 1943 год на Кубани не было архиерея и епархия управлялась непосредственно Московским Патриархатом. Храм пережил трудные времена. В двадцатые годы, во время так называемой национализации и экспроприации, а именно 25 мая 1921 года, по распоряжению ликвидационного подотдела городского Исполкома иеромонаху Афанасию, заведовавшему в то время подворьем, было дано указание составить подробную опись имущества, принадлежавшего церкви и подворью.
Храм и строения, принадлежавшие подворью, а также земля, на которой был разбит сад, занимали в ту пору целый квартал между улицами Северной и Ярмарочной, Котляревской и Пластуновской. Не считая здания самой церкви на территории подворья было восемь капитальных строений. И сейчас в юго-восточной части этого квартала, за внутренним двориком техникума, можно видеть два двухэтажных, прекрасно сохранившихся кирпичных здания с каменными крестами на фронтонах и между окнами. В них жили насельники.


Сейчас территория храма составляет всего лишь десятую часть бывших владений. Несмотря на полные противоречий бурные события XX века, по воле Божией, церковь никогда не закрывалась, служба шла ежедневно, двери храма оставались открытыми для прихожан вплоть до нового периода истории Русской Православной Церкви, который начался с празднования 1000-летия крещения Руси.
В 1995 году Свято-Георгиевский храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

В храме сплошные леса, идут реставрационные работы, людей очень много, перед иконами, которые доступны, выстраиваливались длинные очереди, чтобы помолиться и поставить свечку, ведь в христианских храмах принято ставить свечи. А вы задавались вопросом почему?
Этот обычай берет свои истоки в глубокой древности, когда христианство только возникло в Римской империи и жестоко преследовалось. Тогдашние христиане вынуждены были встречаться и проводить службы тайком, в подземных каменоломнях (катакомбах). Поскольку там царила кромешная тьма, люди зажигали принесенные свечи. Кроме того, помимо чистой необходимости, свечи играли и сакральную роль: они стали символом добровольного дара, жертвы, которую верующие приносят Богу. Впоследствии, когда христианство не только перестало подвергаться гонениям, но и сделалось господствующей религией, обычай зажигать свечи в храме сохранился, став символом веры и любви к Создателю, Богородице и всем святым угодникам.

Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.



Я была в храме Георгия Победоносца в Вербное воскресенье 13 апреля.
По сложившейся традиции так на Руси называют праздник Входа Господня в Иерусалим.
В этот день, согласно Евангелию, Иисус Христос на молодом осле въехал в ворота Иерусалима. Его восторженно встречал народ, приветствовали пальмовыми ветками. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви на дороге под ноги осла и пели хвалебную песню: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!"
Это событие празднуется христианской Церковью ежегодно в последнее воскресенье перед праздником Пасхи. В этот день верующие прославляют Спасителя как Победителя смерти, потому что Он вошел в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, а потом воскреснуть, тем самым спасая человечество от смерти и вечных мучений.
Почему же этот день называют Вербным воскресеньем? Откуда же пошла эта традиция?
В связи с тем, что в России не растут пальмы, ветвями которых встречали Господа жители Иерусалима, эти южные деревья заменили веточками верб, которые одни из первых распускаются по весне. Верба еще и особый символ весны, времени Великого поста и духовного возрождения для человека — и одновременно символ возвращения к жизни природы.

После службы люди с вербочками потянулись на задний двор для окропления их святой водой.
Освященные в храме веточки верующие приносят домой, где они могут храниться до следующего года.


Что есть что в церкви

От Георгиевской церкви на вниз к реке через уходил Псковский переулок. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем».

Нынешнюю церковь Георгия Великомученика на Псковской горе построили в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века. От более ранней церкви сохранился подклетный этаж.

На Руси Георгий или Егорий считался покровителем воинов, домашнего скота (кстати, «Георгий» на греческом означает «земледелец») и волков. Поэтому у Георгия молились за сохранность скота. Но если волк уносил в лес домашнюю живность, то это считали даром Святому.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Другое имя Георгия - Юрий, созвучно со славянским божеством весеннего Солнца - Ярилой, поэтому культ Георгия уходил корнями в почитание небесного светила. Почитали Егория два раза в год - в два Юрьевых дня. Весенний Егорий праздновали 6 мая, а осеннего Егория отмечали 9 декабря. Была даже поговорка: «Один Егорий голодный, другой Егорий холодный».

Весенний Юрьев день означал начало полевых работ, а осенний считался их окончанием. Издавна крестьяне на неделе до весеннего Егория и после осеннего могли переходить от одного помещика к другому. Но царь Борис Годунов эту вольность отменил, закрепив крепостное право. Тогда появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Но сам указ никогда нигде не публиковали, и никто его не видел. Возможно, что его и не было, а помещики так истолковали свое право в крайнем случае запретить переход крестьян: его дал Иван IV, чтобы поправить дела землевладельцев опустевших деревень.

В советское время в церкви Святого Георгия на Псковской горе хотели открыть Дом пионеров, но потом устроили выставочный зал. Поэтому храм неплохо сохранился. Сейчас он отреставрирован и действует. Кстати, в этой церкви хранится истинная редкость - распятие, надписанное на английском языке.

Адрес: Россия, Владимир, улица Георгиевская, 2а
Начало строительства: 1783 год
Окончание строительства: 1784 год
Координаты: 56°07"36.9"N 40°24"07.7"E

Содержание:

Краткая история

У русских князей, начиная с князя Владимира I Святославича (ок. 960 - 15 июля 1015), существовал благочестивый обычай строить храмы в честь своих Ангелов-хранителей.

Так, в 1129 году Великий князь Юрий (в крещении Георгий) Долгорукий заложил на княжеском дворе деревянный храм, освящённый в честь своего небесного покровителя - великомученика Георгия Победоносца. В 1157 году сын Дмитрия Долгорукого - князь Андрей Боголюбский - воздвиг на месте хрупкого деревянного строения белокаменную церковь .

Вид церкви со стороны Большой Московской улицы

Согласно летописям, в средние века при храме Георгия Победоносца существовал монастырь, основанный в 1153 году. В 1770-х годах, после реформы Екатерины II, упразднившей ряд монашеских обителей, Георгиевский монастырь стал приходским храмом.

В 1778 году церковь сильно пострадала во время пожара: деревянные связи сгорели, и потолок обрушился. В 1783 - 1784 годах из кирпича и древнего белого камня построили новый Георгиевский храм в стиле барокко. В 1847 году к главному зданию с юга пристроили придел в честь князя Владимира, объединённый как единое целое с колокольней.

Вид на Георгиевскую церковь

Церковь Георгия Победоносца находится в историческом центре Владимира , близ Золотых ворот . В фундаменте церкви сохранились следы белокаменной кладки XII века. Главный объём храма представляет собой равносторонний четверик, завершённый двумя восьмериками. Обитель венчает луковичная главка, опирающаяся на цилиндрический барабан. С востока к зданию пристроена небольшая апсида, перекрытая конхой (полукуполом), а с запада к нему примыкает трапезная и колокольня с шатровым верхом. Наличники, вытесанные из белого камня, декоративные «лопатки», членящие фасад, и ярко выраженный карниз делают Георгиевскую церковь типичным образцом провинциального барокко. Храмовые своды и стены украшены фресками, выполненными талантливыми мастерами в первой половине XIX века.

Вид на церковную колокольню

Реликвии Георгиевской церкви

При советской власти, в 1930-х годах храм Георгия Победоносца был закрыт для прихожан . Прекрасные акустические свойства церкви позволяли устраивать в ней хоровые концерты под руководством народного артиста России Э. М. Маркина. В 2006 году храм документально возвратили в ведение Владимирской епархии РЦП, а Театру хоровой музыки пришлось переехать в другое место. 8 августа 2008 года Владимиро-суздальский архиепископ Евлогий возложил на престол Георгиевской церкви святой антиминс (полотно) с зашитыми в нём частицами мощей святых мучеников Хозевитских. С этого дня в храме возобновились регулярные богослужения. В холодном приделе Георгиевской церкви располагаются древние усыпальницы, где погребены мать благоверного князя Александра Невского - Феодосия Мстиславна и его брат Фёдор Ярославич.