Министерство образования и науки Республики Казахстан
Специализированная школа- интернат «Дарын»
Классный час
на тему:
« STOP коррупция»
Классный руководитель: Прянишникова Е.В.
2016- 2017 уч.год
Классный час на тему: « STOP коррупция»
«Нечестно нажитое впрок не идет»
(восточная мудрость)
Оформление:
Тема и эпиграф записаны на доске. Заранее подготовлен лист ватмана с яркой надписью вверху: «STOP коррупция» (можно разместить на доске). Заранее подготовлен лист ватмана (или половина листа) с нарисованным деревом – яблоней, и отдельно «яблоки» (можно просто кружочки) такого размера, чтобы можно было уместить надписи. Столы и стулья в кабинете расставлены таким образом, чтобы детям было удобно работать по группам (3 больших стола и стулья вокруг). На столах надписи: 1 группа, 2 группа, 3 группа. На каждом столе лежат 2запечатанных конверта с раздаточным материалом, толковый словарь русского языка, фломастеры или цветные ручки.
Подготовительная работа с обучающимися:
1) анкетирование
2) предварительная работа школьников со словарем и справочником по заданию учителя
3) создание трех творческих групп.
Используемое оборудование:
план-конспект
раздаточный материал
компьютер
проектор
Смарт цель: содействовать формированию антикоррупционного сознания среди обучающихся
Задачи: Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями и способами борьбы с ней.
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков. На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.
Ход мероприятия:
I этап. Организационный момент-3 мин.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о коррупции. Тема нашего классного часа «Что такое коррупция?» Вы недавно заполняли специальные анкеты, сегодня я хочу вас познакомить с результатами (учитель сообщает, сколько человек приняло участие в анкетировании, какие были
заданы вопросы, называет варианты ответов и процент ответивших). А теперь внимание! Переходим к главному. И сейчас давайте посмотрим отрывок из спектакля по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»(приложение №2)
Просмотр отрывка-5 мин.
Учитель: Ребята, о чем, этот отрывок? Ответы обучающихся (о том, что в городе все ждали ревизора, и боялись его приезда. Хлестакова по ошибке приняли за проверяющего. Все чиновники пытались дать ему деньги или еще как-то угодить)
Учитель: вы все поняли правильно, молодцы. А теперь пред вами задача - определить, что же такое коррупция.
II этап. Мозговой штурм-10 мин
Задача учителя на данном этапе, чтобы дети поняли, что такое коррупция, взятка. Все 3 группы работают с раздаточным материалом (карточки с пословицами о взятках по 2 на группу).
Задание №1 5 мин
Учитель: «Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя!» Ребята, перед вами на столах лежат конверты с номером 1 (приложение№3). Вскройте их. Задание для трех групп одинаковое – вы должны продолжить пословицы и объяснить их значение.
Задание №2 5 мин
Учитель: Ребята, на ваших столах лежат толковые словари русского языка. С помощью словаря, опираясь на предыдущее задание, сформулируйте своими словами, что такое коррупция? Вспомните отрывок их спектакля, приведите пример коррупции. Свой ответ запишите, а потом вы должны будете его зачитать. (1 ответ от каждой группы, зачитывает один представитель) Заслушиваются ответы обучающихся. Учитель при необходимости поправляет, уточняет, еще раз проговаривает, что такое коррупция.
III этап «Немного из истории» 5 мин
В рамках подготовительной работы дети по группам получили домашнее задание найти примеры наказаний за взятки на Руси в 16-17 вв. Учитель дает слово по очереди 1 ученику от каждой группы. Основная задача этапа, чтобы школьники поняли, что взятка – это преступление, за которое всегда сурово наказывали. Этот вывод может сделать учитель в конце, подытоживая сказанное.
Учитель: Наступает время перейти к следующему этапу и узнать, как же поступали со взяточниками на Руси. Дома вы заранее подготовились, и сейчас мы заслушаем представителя от каждой группы. Итак, начинаем.
1-ый ученик .В период царствования Ивана Грозного взяточничество было официально признано тяжким преступлением. Изобличённые подвергались телесным наказаниям: виновному привязывали к шее вещь, взятую им в подарок, например, кошелёк, серебро, жемчуг, солёную рыбу. Впервые в качестве наказания была применена смертная казнь: дьяка, который принял в качестве взятки жареного гуся, начинённого монетами, вывели на торговую площадь, и четвертовали.
2-ой ученик . Соборное Уложение 1649 г. тоже осуждало взяточничество. К нарушителям применялись достаточно суровые меры: от денежного взыскания и запрета на должность до «битья кнутом или батогами (в зависимости от сословия), казни либо отсечения руки. Должностное лицо, уличённое в коррупции, должно было вернуть взятые подарки и подвергнуться правежу, т. е. битью батогами. Размер штрафа мог колебаться, по свидетельству современников, от 500 до 1000 рублей. Дьяков наказывали кнутом, привязав к шее взятую в подарок вещь, а затем отправляли в ссылку. Судьи за взятки подвергались казни.
3-ий ученик. В 1648 году в Москве произошел Соляной бунт. Непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством высокопоставленных чиновников. Особенно отличились возглавлявший Земский приказ Л.С. Плещеев, который по ложным обвинениям сажал людей в тюрьму и освобождал только за взятку, а также руководитель пушкарского приказа П.Т. Трахониотов, который присваивал жалованье служилых людей. Во время бунта участники потребовали выдать упомянутых лихоимцев народу, что и было сделано. Палач вывел Плещеева на площадь, и полпа буквально растерзала взяточника.Наследующий день печальная участь постигла и Трахониотова. Его водили с
колодкой на шее по столице, а затем казнили. Это послужило хорошим уроком для других чиновников.
Учитель: Спасибо. А какие выводы мы можем сделать из услышанного? Ответы обучающихся (в 16-17 веках взяточничество было распространено.Но тех, кто был пойман, сурово наказывали, и даже могли казнить)
IV этап. «Последствия коррупции и способы борьбы с ней» (1О мин)
Учитель: Да , действительно, продажные чиновники даже в то время очень сурово наказывались. Уже тогда люди понимали, насколько коррупция вредна для общества. Давайте и мы с вами подумаем, к каким отрицательным явлениям она приводит? Ответы детей.
Учитель: коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а, как следствие, пренебрежение его нормами. Не случайно в 2004 году Организацией Объединенных наций 9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. 5 мин
Задание № 1 «Яблоня» 5 мин Возможна подготовка ответов заранее в ходе подготовительной работы. Учитель комментирует результат, кратко говорит о предложенных способах. Дети работают сначала по группам, а затем выходит один представитель от каждой группы и свои «яблоки» прикрепляет к дереву.
Учитель: Ребята, перед вами дерево-яблоня. И отдельно нарисованные «яблоки». Подумайте, какими способами можно бороться с коррупцией. Каждая группа должна придумать 2 способа, но постарайтесь не повторяться! Запишите их на «яблоках». Пусть один представитель от группы зачитает ответы, а потом повесит «яблоки» на «дерево». Возможные ответы обучающихся:
V этап. «Коррупция или нет?» 5 мин
Учитель: А сейчас вам предстоит проверить себя, как вы поняли, что такое коррупция. Перед вами на столах лежат конверты с номером 2 (приложение№ 4). Вскройте их. У каждой группы на карточке записаны 2 ситуации. От группы будут отвечать 2 человека, каждый прочитает свое задание вслух, и скажет, где есть коррупция, а где ее нет, и почему. Другие группы слушают и при необходимости поправляют. Итак, начали.
VI этап. Подведение итогов 2 мин Учитель: Молодцы. Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали. Что же нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя? Ответы детей.
Учитель: взятка калечит души людей, причем всех без разбора, будь то чиновник или проситель. Взятка и правовое государство несовместимы. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь настанет время, о котором безуспешно мечтал герой пьесы А. Н. Островского «Доходное место» Жадов: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного»... Не зря эпиграфом нашего классного часа стали слова «Нечестно нажитое впрок не идет».
VII этап «Рефлексия» 2 мин
Дети работают уже не в группах, по желанию на листе ватмана с надписью «STOP коррупция»
Учитель: Перед вами чистый лист ватмана. Я прошу вас выразить ваше отношение к проблеме коррупции. Пожалуйста, нарисуйте или напишите что-нибудь, что вы хотите сказать по нашей теме.
Протокол
Классного часа на тему: « STOP коррупция»
Смарт целью данного классного часа являлось: содействовать формированию антикоррупционного сознания среди обучающихся 10 класса
Задачи:
Образовательная : дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, способами борьбы с ней.
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране. Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.
Воспитательная : воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков.На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.
После обзорной беседы кл.руководителя, был проведен Мозговой штурм, задачей которого являлось чтобы дети поняли, что такое коррупция, взятка. 3 группы работали с раздаточным материалом (карточки с пословицами о взятках по 2 на группу).Затем с помощью словаря, опираясь на предыдущее задание, дети формулировали своими словами, что такое коррупция? Свои ответы записывали, а потом должны были их зачитать. (1 ответ от каждой группы, зачитывает один представитель) Заслушивались ответы обучающихся. Учитель при необходимости поправлял, уточнял, еще раз проговаривал, что такое коррупция. Кл.руководителем также было сказано, что коррупция разрушает не только экономику страны, но и вызывает у ее граждан недоверие к государству, порождает правовой нигилизм - т.е. неверие граждан в торжество закона, а, как следствие, пренебрежение его нормами. Не случайно в 2004 году Организацией Объединенных наций 9 декабря было объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. 5 мин.Затем перед детьми было вывешено дерево-яблоня. И отдельно нарисованные «яблоки».Дети должны были подумайте, какими способами можно бороться с коррупцией и записать на «яблоках». Ответы обучающихся:
1.Ужесточить законодательство об ответственности за дачу и получение взяток 2.Повышать уровень зарплат чиновникам 3. Усилить контроль за работой чиновников, чтобы они выполняли свои обязанности 4. Воздействовать на психологию, мировоззрение людей, чтобы не предлагали взяток чиновникам 5. Устроить пропаганду против коррупции в СМИ 6. Повышать уровень правовой грамотности людей.
Рефлексия : Классный час прошел в интересной, деловой обстановке. Ребята с удовольствием принимали участие в дискуссиях и обсуждениях, не боялись высказывать свое мнение. Работа прошла плодотворно. Поставленные цели были достигнуты.
Подготовила и провела: классный руководитель Прянишникова Е.В.
Классный час в 6Б классе на тему «Коррупция – хорошо или плохо»
Классный руководитель: Захаркина Ю.В.
Форма проведения: дискуссия. Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция. Ознакомить с причинами возникновения коррупции, узнать какие меры принимаются правительством по борьбе с ней, как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией, формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу. 2.Развить у учащихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его. 3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством, сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции. Оборудование: проектор, экран, компьютер
Ход классного часа.
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Уже по одним заголовкам статей СМИ можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие, и безусловно, коррупция. Реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность. Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту, поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, не детскую. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция, как с ней бороться, что можете сделать именно вы, чтобы страна стала процветать .
Тема нашего классного часа называется « Коррупция – хорошо или плохо».
Эпиграф нашего классного часа:
« Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» .
О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция - это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента в борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.
Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным.
Мы не рассчитываем на то, что наши размышления окажутся оригинальными, тем более, что они во многом опираются на уже существующие разработки. Но кроме того они базируются и на практическом опыте выявления и пресечения коррупционных правонарушений, имеющемся у различных государственных и общественных структур, в том числе, на опыте деятельности Федерального информационного центра (ФИЦ) «Аналитика и безопасность», работающего в тесной увязке со средствами массовой информации. Одним из итогов деятельности ФИЦ стал материал, направленный на имя Президента РФ Д.А.Медведева, под чьим непосредственным руководством и разворачивается повсеместная борьба с коррупцией.
Видео «Коррупция – это плохо!»
Что такое коррупция в Вашем понимании?
Из каких источников Вы знаете о коррупции?
Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?
Коррупция – это использование служебного положения в личных целяхСредства массовой информации, друзья, знакомые, родственники
Клип на песню О. Газманова « А как мы сможем победить!»
Коррупция или нет?
1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГАИ. СОТРУДНИК ГАИ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.
2. ЧИНОВНИК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ ИЛИ ФИРМЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КРЕДИТ ИЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ. РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ФИРМЫ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЧИНОВНИКУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ.
КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара.
3. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА.
Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ
4. ПАЦИЕНТ В БОЛЬНИЦЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ ИЛИ ПЛАТИТ ВРАЧУ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ВРАЧ ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, НО ОТ ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
Случай пограничен.
Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция.
Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное.
Вопросы классу: Что нового узнали? Какие выводы сделали для себя?
На вопрос: «Можно ли до конца искоренить коррупцию?» в ходе беседы следует подвести учащихся к следующим выводам: 1) До конца искоренить коррупцию невозможно, а вот не допустить, чтобы она стала угрозой национальным интересам - это важнейшая задача нашего общества и государства. 2)Для себя каждый должен выбрать в качестве жизненного правила слова А.И. Солженицына: «Жить не по лжи!»
Выводы: взятка калечит души и психологию, причем всех без разбора, будь то потирающий руки мелкий служащий или... потерпевший. Взятка и цивилизованное общество, взятка и правовое государство несовместимы. Но когда она канет в Лету, если это монстр, порожденный государством? Остается лишь надеяться, что когда-нибудь настанет время, о котором безуспешно мечтал герой пьесы А. Н. Островского «Доходное место» Жадов: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного
Подведение итогов.
Коррупция - это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
Учитель. Завершая нашу дискуссию я хочу сказать, я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней. А поможете России в этом вы! Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон. Спасибо всем за общение! Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Ф.М. Тютчева (знаменитый афоризм):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Считаю, сегодняшний классный час затронул очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. Дело молодежи нужно поддержать. Здесь только не должно быть эмоциональных перегибов, непроверенных фактов. Главное, чтобы не получился молодежный террор. Нужно принимать только тщательно выверенные решения. На этом наш классный час окончен.
Классный час на тему: «Вместе против коррупции».
познакомить учащихся с таким социально - экономическим явлением как коррупция;
составить представление о коррупции в разные исторические эпохи;
воспитывать негативное отношение к такому явлению, как коррупция; желание бороться с ним.
Оформление: высказывания
Не извращай закона, не смотри на лица и
не бери даров, ибо дары ослепляют глаза
Самое главное при всяком государственном
строе – это посредством законов и остального
распорядка устроить дело так, чтобы
должностным лицам невозможно было
наживаться.
Аристотель
Как трудно заниматься выгодным делом,
не преследуя при этом собственной выгоды.
Люк де Вовенарг
Оборудование: сообщения учащихся, презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Вступительная беседа.
Корру́пция (от лат. corrumpere - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).
Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты ), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Согласно исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Согласно казахстанскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции.
История коррупции
(просмотр и защита презентации)
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.
Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент.
Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX-XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).
БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ .
Приходилось ли вам слышать о коррупции? Что вы знаете об этом явлении? (ребята приводят свои ассоциации, зачитывают отрывки из произведений литературы)
Как вы относитесь к этому явлению? А ваши близкие, знакомые?
Как вы считаете, какой вред наносит коррупция государству и обществу?
Выступление учащихся
Выступающий:
Как коррупция и ее проявления - взяточничество и подкуп влияют на различные сферы деятельности и организации?
Взяточничество мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего богатства страны;
Казнокрадство приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на оказание социальных услуг (школы, больницы, дороги, канализация, полиция и т.д.), не используются должным образом, что ухудшает качество услуг;
Подкуп и взяточничество создает условия для того, чтобы люди, у которых есть деньги и связи, могли изменять законы и постановления государственных органов в своих интересах;
Коррупция влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров и т. Д.
подрывает доверие к правительству.
Выступающий:
Коррупция оказывает на вас воздействие, даже если вы не сталкиваетесь с ней напрямую через различные службы и организации. Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов ($1,000,000,000,000).
Коррупция приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни.
Согласно исследованию, когда страны ведут борьбу с коррупцией, государственные доходы в долгосрочной перспективе возрастают в четыре раза. При снижении коррупции бизнес может развиваться на три процента быстрее, а уровень детской смертности может снизиться на целых 75%.
И тем не менее отношение к коррупции различное, и сейчас мы предоставим вам некоторые статистические исследования на тему коррупция. Цифры которые мы сейчас озвучим говорят сами за себя.
Из 163 обследованных стран в числе наиболее «чистых» – Финляндия, Исландия, Новая Зеландия и Сингапур -, где правительства успешно ликвидировало все возможные каналы распространения коррупции. США находятся на 17-ом месте в мире, наша страна заняла 111-ое место из 163. На 1107-110 позициях расположены Гондурас, Белоруссия, Украина. Россия находится на 128-м месте
Учитывая тот факт, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и приспосабливаться к новым условиям, необходимо создать единый механизм, позволяющий уменьшить масштабы коррупции в минимальные сроки, а также выработать основные направления работы по проведению антикоррупционной политики в качестве постоянно действующей органичной функции государства.
Благодаря четкой, последовательной антикоррупционной политике Главы государства, в обществе создана атмосфера нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформированы условия для того, чтобы вести "беспощадную борьбу с коррупцией, невзирая на лица и должности".
Выступающий:
Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.
Что можем сделать мы, подрастающее поколение?
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:
не давайте и не берите взятки;
старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
предавайте гласности случаи коррупции.
Вы также можете:
изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
Принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
Изучать данное явление
Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.
Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать.
ГРУППОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ:
«Если бы я был Президентом....» - класс разбивается на малые и большие группы и каждая из них в течение 5 минут предлагает пути и меры борьбы с коррупцией. Затем группа презентует свои предложения, а в ходе обсуждения выбираются наиболее рациональные пути и меры борьбы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КЛАССНОГО ЧАСА.
Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и
взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми,
вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь.
Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
Если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности
и станет еще прекрасней.
А поможете Казахстану в этом вы!
Спасибо всем за общение!