Патриарх кирилл о детях. Патриарх Кирилл: Нужно неусыпно заботиться о нравственном воспитании подрастающего поколения Патриарх кирилл о воспитании молодежи

Одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви является работа с молодежью, которая должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. При осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, «дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма», выразил убеждение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на .

«Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, - сказал Его Святейшество. - Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви».

Каждой епархии необходимо сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу, подчеркнул Святейший Владыка, добавив: «При этом важно ввести систему аттестации, выявляющую искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что к сегодняшним условиям применим опыт древней Церкви, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. «Подготовка православных молодежных лидеров - это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка - вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования», - считает Святейший Патриарх Кирилл.

Эффективным примером работы по подготовке православных молодежных лидеров Его Святейшество назвал опыт московского и при нем, где действует Школа молодежного служения, которая в течение двух лет готовит молодых людей к делу катехизации, социальному служению, начальной миссионерской работе, преподаванию православной культуры. Кроме того, в Патриаршем центре в начале текущего учебного года впервые открыто учебное направление «организация молодежного служения на приходе».

Отмечая важную концептуальную идею, которую в своей работе реализует Патриарший молодежный центр, Святейший Владыка продолжил: «Наше время - время утраты традиции и нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку - это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления».

Помимо этого Предстоятель Русской Православной Церкви призвал архипастырей вовлекать молодежь в просветительскую работу, так как молодой верующий способен научить собственным примером. «Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами"», - убежден Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты».

Важными направлениями работы с молодежью Святейший Владыка также считает создание условий для приходского чтения и обсуждения Священного Писания, развитие на епархиальном и приходском уровне технической базы для просветительской деятельности в молодежной среде: «В нашей Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. А молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода».

Эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В связи с тем, что за последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями, Его Святейшество призвал священнослужителей и православных молодежных активистов инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. «Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны - поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью», - убежден Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил три проблемы в сфере работы с молодежью: важно избежать популизма, неадекватной оценки потенциала молодежи, попытки заигрывания с молодежной культурой.

Всевозможные крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов, должны быть лишь вершиной айсберга, ведь без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. «Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек», - отметил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что понять молодежь можно только в том случае, если научиться ее слушать.

«Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем необязательно напрямую касающимся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты», - сказал Его Святейшество.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

При участии Синодального отдела по делам молодежи делегация православной молодежи из Аргентины посетила православные святыни в России

В Москве состоялся ежегодный Георгиевский парад «Дети победителей»

В центре Москвы прошел первый студенческий пасхальный фестиваль

Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил с Пасхой детей с ограниченными возможностями здоровья

В епархиях Русской Православной Церкви проходит миссионерская акция «Пасхальная ленточка»

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Православной Церкви дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором высказал свое отношение к патриотизму.

Отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, только ли на войне он проявляется, и как Предстоятель Церкви оценивает уровень патриотизма россиян разных поколений сегодня, Святейший Патриарх заметил:

Для меня патриотизм - это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.

Я не знаю, что такое «уровень патриотизма» и как его измерить. Но я верю, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей родине, к своей Церкви и её святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам. Наблюдая за молодым поколением, я не могу сказать, что сейчас все поголовно космополиты, далекие от патриотических настроений. Напротив: сегодня вырастает поколение молодых, которые не были свидетелями страшных преступлений атеистического государства против своего же народа, массового истребления лучших людей. Это не может не сказаться на уровне доверия к государству как таковому. За минувшие годы большинство из тех, кто хотел понять, чем и как живут в других странах, имели возможность познакомиться - и достаточно подробно - с иными цивилизациями. И многие пришли к твердому убеждению: жить надо в России, дорожить тем, что у нас есть, что досталось благодаря вере и трудам наших предков.

На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны её прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм.

В интервью РИА «Новости» Патриарх Кирилл также рассказал о духовных основах войны и мира, о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом, о перспективах урегулирования украинского кризиса и предотвращения Третьей мировой войны.

Мы встретились с вами накануне учебного года и только что молились за тех, кто должен с 1 сентября приступить к учению. В нашей молодежи заложено много доброго, но есть нечто, что превращает сегодня детей в легкую добычу людей со злыми мыслями и намерениями по отношению и к нашему Отечеству, и к Церкви.

Дело в том, что нынешнее поколение учащихся не помнит прошлого. Они не помнят тяжелейшего советского времени, не помнят, как жил наш народ. Они многого не помнят, и поэтому у них нет возможности сравнить наши дни с тем, что было. Но у людей среднего и старшего поколения такая возможность есть, и потому мы должны дорожить всем тем, что сегодня происходит. Это не значит, что мы должны идеализировать современность, но мы должны ясно понимать, что страна и Церковь за эти 27 лет прошли очень значительный путь — через тернии, разочарования, потери. Но то, что сейчас происходит в земле Русской, наполняет сердце радостью. Радостью не простодушной, не той, что закрывает видение проблем, существующих в обществе.

Мы призваны — и наше поколение, и то, что приходит нам на смену, — решать существующие задачи, для того, чтобы исторический путь России продолжался и чтобы ничто не омрачило духовную жизнь людей, их благополучие, чтобы никто и никогда не посягнул на независимость и свободу нашего народа. Молясь сегодня об учащихся, я просил Господа, чтобы Он их оградил от искушений, потому что искушения — это то, что соблазняет человека, а в результате приносит беду, трагедию в жизни личной, общественной и государственной. Мы должны хранить себя от этих искушений, и, несомненно, Господь нам в этом помогает.

Никакой человеческой мудрости иногда не хватает, чтобы отделить в нынешних сложнейших условиях добро от зла, потому что даже самое страшное зло порой говорит голосом добра и сбивает людей с толку. Иногда у этого зла удивительно притягательные аргументы, которые и соблазняют людей. Вот для того чтобы всего этого не было, нужна, помимо мудрости, которая приходит с опытом, еще и помощь Божия. Пусть она пребывает со всеми нами. Верим, что по молитвам всех святых, в земле нашей просиявших, приклонит милость к нашему Отечеству. Пусть Господь благословит всех нас, укрепит нашу веру, даст духовные и физические силы, чтобы достойно пройти свое жизненное поприще и, представ пред Богом, услышать слова: «Приидите ко мне и наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира». Аминь.

В праздник Донской иконы Божией Матери

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о семени. Господь объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге — это слово, которое бывает услышано, но диавол вырывает из сердца человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое было воспринято и произросло, но, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в сорняки, — это слово, которое заглушается повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое принесло плод.

Почва — это некая данность. Мы рождаемся с разными предрасположенностями, — ученые называют это наследственностью. Но никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень.

Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

Если слово Божие не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает.

Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть землю, и никаких сорняков не будет. И в нашей душе могут произрасти те самые сорняки, которые заглушат не только Божие, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено.Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам. Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Эти мысли очень своевременны накануне учебного года. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Старайтесь личным примером сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и подлинную радость жизни не воспримет. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца и сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин. Верим, что Господь будет хранить наших детей. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Аминь.

Материал к региональнымрождественскимобразовательным чтениям «Молодежь: свобода и ответственность», в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 21- 23 ноября 2018 г. Республика Коми, г. Сыктывкар)

(включены выдержки из книги Святейшего Патриарха Кирилла «О смыслах». Издательство Московской Патриархии. Автор - составительВладимир Теребихин - кандидат философских наук, эксперт Коми регионального отделения политической партии «Единая Россия»

«Совокупность свободы и ответственности дает ориентиры развития для личности и общества в целом».

«Свобода без ответственности… превращается в произвол»

«С точ­ки зре­ния Цер­кви, от­ветс­твен­ность в ко­неч­ном счё­те есть от­ветс­твен­ность че­лове­ка пе­ред Бо­гом, по­тому что имен­но она ос­та­нав­ли­ва­ет нас от со­вер­ше­ния гре­ха».

«Нужно соединить человеческую свободу с нравственной ответственностью. Нужно дать возможность каждому человеку жить в соответствии с Божиим законом»

«Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений»

«Молодость - время поиска. Поиска своего места в обществе, спутника жизни, друзей, соработников. И в этом поиске всегда оправдывает себя честное поведение. Не стоит ради материальных благ, ради славы или комфорта изменять себе, заглушать голос совести, марать грязью душу».

«Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли»

«Обращаясь к молодежи, хотел бы сказать следующее: дорогие юные братья и сестры, призываю вас твердо держаться заповеданных Творцом духовно-нравственных идеалов, храня в целомудрии и чистоте свой разум и чувства, подавая окружающим пример стойкости в вере, милосердия и отзывчивости».

«Вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня».

«Образование - это краеугольный камень общества и государства».

«Об­ра­зова­ние яв­ля­ет­ся од­ной из смыс­ло­об­ра­зу­ющих сфер об­щес­твен­ной жиз­ни»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

сайт «Патриарх говорит»

(https://slovo.patriarchia.ru/main/category/o-vospitanii-i-obrazovanii/)

О духовных ценностях

О духовных традициях

Духовные ценности содержатся в традиции, в долгом историческом опыте народов, они заложены в культуру, в повседневную жизнь людей. Они связаны с духовным опытом, с опытом различения добра и зла, который лежит в основе христианской цивилизации и без которого невозможно подлинное развитие культуры и, в первую очередь, искусства. Когда общество утрачивает способность различать добро и зло, тогда наступает кризис литературы, изобразительного искусства, о чем мы все можем сегодня очень конкретно говорить на примерах многих и многих стран.

Наша общая задача состоит в том, чтобы выявить и осознать этот опыт, сформулировать систему нравственных ориентиров, суметь передать молодому поколению знания о нашей собственной духовной и культурной идентичности. К решению этой комплексной задачи должны подключиться все здоровые силы общества, включая Церковь, другие религиозные конфессии, систему духовного и светского образования. Только трудясь все вместе, мы сможем обеспечить достойное будущее нашей молодежи, нашему народу, нашей стране.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» 28 ноября 2012

Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Ее основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют.

Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, потому что разрушаются все табу, вырастающие из авторитета нравственного начала, заложенного Богом в человеческую природу.

Оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, к опыту материального и бытового устроения, мы не должны поступаться своими духовными ценностями, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание. А это возможно, только если мы будем твердо придерживаться приоритета духовных ценностей.

Общество раздробляется, потому что нет единых ценностей, которые объединяли бы и в труде, и в борьбе, и, если нужно, в защите Отечества.

Строя современное государство и модернизируя страну, мы должны идти по пути и Петра, и Александра Невского, прочно стоя на своих духовных основах, впитывая Божественную премудрость, выстраивая свои отношения с людьми не по принципу утилитарного использования, а по принципу взаимной поддержки, способности нести на себе бремена других людей, тем самым плотно сшивая ткань общественных отношений - настолько плотно, чтобы никакой катаклизм не был способен ее разрушить.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры

О нравственности

Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные , добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями».

Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции.

Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное - вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них.

Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах. Мы видим, как в некоторых странах врач уже не имеет права отказаться от проведения аборта; как должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель № 1» и «родитель № 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. К сожалению, и в нашей стране миллионы верующих - православных, представителей иных христианских конфессий, мусульман, иудеев - вынуждены смиряться с тем, что заработанные ими деньги в виде налогов направляются на финансирование абортов. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тот или иной период времени - это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей.

Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий.

Декларация , подписанная мною совместно с главой Римско-Католической Церкви в результате встречи в феврале 2016 года в Гаване, продемонстрировала нашу решимость действовать сообща по наиболее актуальным проблемам современности: вопросам семьи и брака, отношению к абортам и эвтаназии, применению биомедицинских репродуктивных технологий, пониманию прав и свобод человека.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html

При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который мы, христиане, называем голосом Божиим. Вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов. Убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, если хотите, условие выживания плюралистической человеческой цивилизации, в которой, кроме этого консенсуса, коренящегося не в сфере идей, не в сфере идеологии, а в самой Богом созданной природе человека, невозможно отыскать иной основы для формирования системы ценностей, которая бы могла удовлетворять всех. Другими словами, любой интеллектуальный, культурный источник, будь то наука или даже традиция, будь то иные важные проявления общественного сознания, не может удовлетворить род человеческий, потому что в одном месте это будет приниматься на «ура», в другом - сталкиваться с безразличием, а в третьем - отвергаться. Поэтому основой для нравственного консенсуса может быть только то, что является органической основой человеческого единства, а этой органической основой является сама природа человека, сам человек. Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были - в Москве, Нью-Йорке или Папуа - Новой Гвинее - нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Собственно же нравственные чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду. Поэтому только от этого чувства, от этой общности, соединяющей всех людей по лицу Земли, и можно выстраивать общечеловеческий консенсус, а на его основе строить иные здания, способные цементировать отношения людей, живущих в разных странах, имеющих разные культуры и нередко разное целеполагание.

Вместе с тем, очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца. Но все эти высочайшие христианские заповеди органически связаны с тем самым нравственным консенсусом, о котором я только что сказал. В христианстве нравственная тема достигает своего апогея и предоставляет людям возможность видеть, что есть подлинный нравственный идеал человеческой жизни.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVI Международныхрождественских образовательных чтениях http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html

Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

Сегодня время от времени возникают инициативы, противопоставляющие защиту прав детей интересам семьи. Вместо норм, основанных на традиционных для народов наших стран семейных и нравственных ценностях, предлагаются решения, копирующие зарубежные подходы к семейной политике. Законодательство, экономическая среда, система налогообложения, развитие систем образования и здравоохранения - все это призвано поддерживать семьи, особенно молодые, способствовать воспитанию детей в духе любви, мира и уважения к традиции.

Нельзя, конечно, не сказать и о проблеме абортов. Совместными усилиями Церкви, государства и общественных институтов многое удалось сделать, чтобы уменьшить масштабы этого поистине общенационального бедствия и продумать механизмы для решения проблемы. Особо хотелось бы отметить позитивный опыт создания сети центров кризисной беременности, которые уже спасают немало детских жизней. Эти центры начали создаваться в Церкви, а сейчас мы знаем, что они активно устрояются и государством. Позиция Церкви по вопросу абортов остается неизменной: жизнь человека - это дар Божий, и потому она должна быть защищена с момента ее начала, то есть с зачатия, и до естественной биологической смерти.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVI Международныхрождественских образовательных чтениях http://www.patriarchia.ru/db/text/5136032.html

О наследственности и духовномкодерода человеческого (о духовной наследственности)

Мы знаем, что все, что мы имеем как люди, как личности, формируется не только за счет влияния на нас окружающей среды, но и за счет того, что вложено в нашу природу. Мы называем это наследственностью. По наследственности нам передаются определенные свойства, качества, даже внешние черты - дети похожи на родителей. А происходит это потому, что в каждой клеточке нашего организма есть одна молекула, которая называется ДНК, и в этой молекуле содержится информация, связанная с жизнью предыдущих поколений. Мы называем это наследственной информацией. И если разрушить ДНК или изменить ее, будет нанесен колоссальный ущерб человеческому организму. Человек потеряет свою связь с предыдущими поколениями, с отцом, с матерью, будет разрушена личность, в каком-то смысле будет разрушена история. Так же и книги: они доносят до нас информацию из прошлого, они являются носителями некоей наследственности. И насколько опасно разрушать или видоизменять молекулы ДНК в клетке человека, настолько же опасно разрушать и духовный код рода человеческого. В лучших книгах этот код запечатлен, и одной из них была книга, именуемая «Апостол».

Дай Бог, чтобы и сегодня, приобщаясь к чтению книг или воспринимая информацию через телевидение и Интернет, и дети, и взрослые были способны отвечать на вопрос: а эта книга и эта информация не разрушают ли мою духовную наследственность, не отрывают ли меня от жизни моих родителей, от жизни наших предков? И если ответ будет положительный, что данная книга нарушает эту наследственность, ее лучше отложить в сторону, лучше ее не читать. Потому что очень важно всем нам, для того чтобы быть сильными как личности, как стране и как народу, сохранять эту духовную связь с историческим прошлым, в котором и формировался культурный и духовный облик нашего народа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на детском празднике «День православной книги» в Храме Христа Спасителя 12 марта 2015

О нравственных ценностях как основе основ народной жизни

Глубоко убежден в том, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и рационально выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура.

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу»

О традиционных ценностях

Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать, вечные ценности - это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американца, и для русского. И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, то не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе, люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности и общества.

В наше время мы все чаще сталкиваемся с системой воззрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпочтения как равно приемлемые - до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, то есть пока закон исполняется. А затем восклицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупцией? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать ответственность, если паровоз испорчен. Никакого движения вперед не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать законодательную систему, - это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравственным воспитанием личности и общества.

Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравственности, буквально не видит дальше своего носа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Рождественском празднике в Московском Кремле

Се­год­ня от­ри­цание цен­ностей ста­ло од­ним из са­мых опас­ных про­яв­ле­ний сил ду­хов­но­го раз­ру­шения. В этой си­ту­ации за­щита цен­ностей - это за­щита на­шего ду­хов­но­го су­вере­ните­та.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. О солидарном обществе // Семь слов о русском мире / Сост. А.В. Щипков. М., 2015. С. 32-47.

О том, что Церковь делает для того, чтобы духовные ценности возобладали в человеке над материальными.

  • С одной стороны, материальное потребление - это естественное стремление человека: если человек не будет заботиться о материальном потреблении, он погибнет. Эта потребность заложена в наших инстинктах - мы должны есть, пить, одеваться, заботиться о продолжении человеческого рода. Это все связано с выживанием человека, и ни в коем случае Церковь не может занять некую отстраненную, морализаторскую позицию: «знаете, не думайте обо всем этом». Особенно сегодня, когда еще так много в наших обществах людей бедных, когда речь идет порой о том, что люди недоедают, когда у них не хватает денег на самое основное. Я уж не говорю о полноценном образовании, медицинском обслуживании, полноценном отдыхе, о культурной жизни... И поэтому Церковь не может сегодня говорить: «Знаете, это все плохо». А вот против чего Церковь выступала, выступает и будет выступать? Она выступает против того, что святые отцы называли «похотью плоти» - это когда доминантой человеческой жизни становится потребление. Вот тогда похоть (а похоть - это болезнь, это нарушение внутреннего баланса) становится господствующей в человеке. Такой человек заботится только о материальном, духовное измерение уходит. Очень важно, чтобы человек, особенно современный, помнил удивительные слова Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (см. Мф. 16, 26). Нужно золотыми буквами написать и повесить эти слова в каждой комнате, особенно в гардеробных комнатах некоторых богатых людей. Ведь какая польза человеку - весь мир приобретать, а душу свою погубить?
  • Вот поэтому Церковь должна все расставлять на свои места в сознании людей, причем должна говорить все это очень естественно, с любовью, не отстраняясь, не с высоты своего положения поучая людей, которые иногда в бедности живут, но в солидарности с бедными людьми провозглашать духовные ценности. Тогда никто нас не обвинит в лицемерии, в ханжестве, но люди со вниманием отнесутся к проповеди Церкви.
  • Проповедь, о которой мы сейчас говорили, имеет сегодня огромное значение для выживания всей человеческой цивилизации, потому что потребительская психология, «похоть плоти» нежизнеспособны - они разрушают духовное измерение человеческой жизни, а значит, превращают человека в животное.

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла украинским тележурналистам, 19 июля 2010

Пользователь запретил комментирование поста

18 апреля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялось закрытие V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемые организаторы и гости сегодняшней церемонии! Дорогие мои молодые друзья, братья и сестры! Я очень рад видеть всех вас в этом соборном зале Храма Христа Спасителя.

Из ролика, который мы только что посмотрели, становится ясно, что за время существования Олимпиады пройден огромный путь. Количество участников Олимпиады и людей, вовлеченных в эту программу, возросло до 250 с лишним тысяч. Конечно, эти 250 000 - пока еще капля в море, но, несомненно, огромная работа, которая осуществляется в связи с подготовкой и проведением Олимпиады, вовлекая все большее количество людей, становится очень важным фактором в образовательной, духовной и культурной жизни нашего народа, - и не только Российской Федерации, но, как мы знаем, в эту деятельность вовлекаются и наши братья и сестры из ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды.

Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем - это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. А ведь когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент - стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Я уже сказал о том, что наша православная духовная культура основана на этом фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить Олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто реально оказывает влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди…

Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь не только о школьной программе. Я познакомился с вопросниками и материалами Олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы отвечать на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме, - за то, как вы расширили свой горизонт, за то, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте. За это время, конечно, очень многое было сделано. Сегодня это программа осуществляется при активном участии и под руководством Преосвященного митрополита Меркурия, который возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Насколько я могу судить, благодаря участию владыки и возглавляемого им Отдела наше олимпийское движение приобрело еще один мощный импульс.

Но особенно мне хотелось бы поблагодарить Николая Александровича Цветкова, который вкладывает свои материальные средства, чтобы поддержать эту Олимпиаду. Действительно, Ваш большой интерес, Николай Александрович, Ваше искреннее отношение к этой программе заслуживают глубокого уважения, которое я хотел бы публично выразить вместе со своей искренней благодарностью. Также Валентине Афанасьевне Сигаёвой и благотворительному фонду «Мета», который оказывает активную поддержку нашему олимпийскому движению.

Наконец, я хотел бы поблагодарить всех педагогов, руководителей учреждений образования и, наконец, самих участников Олимпиады, подаривших нам замечательный всероссийский праздник, который прошел практически по всем регионам нашей страны и ныне завершается этим прекрасным финалом в соборном зале Храма Христа Спасителя. Всех вас сердечно поздравляю с этим событием и благодарю за участие.