Толик остался таким же мальчишкой как был. Сочинения ОГЭ к текстам сборника И.Цыбулько

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

В тексте по А. Лиханову мальчик Толик бежит в соседнюю деревню, чтобы спасти своего младшего товарища, узнав, что там случился пожар. Его товарища звали Темка, и хотя он был младше Толика, но во время пожара проявил настоящую смелость и человечность, спасая от огня маленьких беспомощных цыплят. Когда Толик увидел Темку, прячущего цыплят за свою рубаху, он был поражен его геройским поступком. Темка рисковал собственной жизнью, спасая этих цыплят. Когда Толик кричал ему: «Ложись!», Темка не мог этого сделать, потому что у него за пазухой были цыплята (45, 46,47).

Финал текста дает понять читателям, что именно в сложных жизненных ситуациях открывается истинное лицо человека. Темка мог не на словах, а на деле доказать то, что он Человек с большой буквы, способный спасти других ценой собственной жизни. Несмотря на свою юный возраст, он повел себя как взрослый и смелый человек, смог победить свой страх. Этот пожар заставил Толика задуматься, смог бы он поступить также, как Толик: «Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?». Таким образом, финал текста показывает читателям, что Толик изменил свое отношение к Темке после пожара, он понял, что этот маленький мальчик способен на взрослые и геройские поступки. А вот сам Толик сомневался, смог ли бы он поступить так же, поэтому этот пожар и разделил их на взрослого и мальчишку (52, 53).

ВАРИАНТ 10 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

(5)Что это? – спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

(6)Горит, – рассеянно ответил отец, думая о своём.

(7)Что горит?

(8)Как будто выселенная деревня за городом.

(9)Что? – вскинулся Толик. – (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смер чами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

(21)Там мальчик! – кричал отец. – (22)Там мальчик! (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медлен нее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

(28)Назад! – крикнул отец. – (29)Немедленно назад!

(30 )Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35) Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36) Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху – он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загоре лась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! – говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

(49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50) Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51) Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52) В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку»?

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

О

4. Из предложений 23 – 27 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

О твет: ________________________________.

5. Из предложений 6 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

О твет: ________________________________.

6. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «тополиная ветка» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 50 – 53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Теме, 1 своему геройскому товарищу, 2 и глядел на него уважительно, 3 будто на взрослого.

В самом деле, 4 этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, 5 как был, 6 а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так, 1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, 2 не думая ни о чём, 3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, 4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 23 - 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 36 - 39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбран ного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного те кста.

рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.

Объём сочинения должен состав лять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити рование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и пр окомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргуме нтируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печа лях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 10 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

абзаца

Проверка заданий 2 – 14

задания

Сочинения к варианту 10

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А. Гончарова: "Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных". Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Рассмотрим ключевые слова в этом высказывании.

Речь - слово многозначное. Здесь оно употреблено рядом со словом говор (разговор). Автор имеет в виду именно звучащий язык, говорение. Значит, мы должны в первую очередь обратить внимание на реплики героев.

Речь человека есть образ (то есть отражение) "внутреннего человека"(то есть духовного мира), сил умственных (интеллекта) и нравственных (душевных качеств, определяющих его поведение).

Пишем вместе!

И.А. Гончаров писал: "Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных". Я полностью согласна (согласен) с утверждением писателя. Когда человек говорит, он выражает словом то, что составляет мир его чувств, мыслей, убеждений и что заставляет его поступать так, а не иначе. В этом можно убедиться на примерах из текста А. Лиханова.

Узнав от отца, что горит деревня, Толик восклицает... (см. предложения 9,10. Объясните, почему герой говорит короткими, отрывистыми фразами - неполными восклицательными предложениями ).

А когда всё самое страшное было позади, Толик, плача, выговаривал Тёмке: " ... (Предложение 49. Какие чувства Толика по отношению к другу проявляются в его словах? Почему он называет Тёмку "юным натуралистом"? Чтобы понять и объяснить чувства Толика, нужно внимательно прочесть предложения 50-53 )

Итак, примеры из текста А. Лиханова убедительно доказывают мысль И.А. Гончарова о том, что речь человека раскрывает его внутренний мир. Все "нравственные силы" Толика направлены на спасение друга, и это ярко выражает его взволнованная речь.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:

"В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким мальчишкой, как был, а Темка сразу стал взрослым".

Сочинение по данной цитате лучше построить так.

1) Сформулируем риторический вопрос и таким образом зададим направление нашим размышлениям.

2) Найдем в тексте два примера, которые помогут ответить на вопрос.

3) Дадим прямой ответ на вопрос, который мы задали вначале.

4) Напишем короткое заключение.

NB! Я по - прежнему считаю, что первое предложение вашего сочинения по заданию 15.2 должно содержать общую информацию о прочитанном тексте.

Пишем вместе!

В тексте А. Лиханова рассказывается о том, как Толик спасал своего "геройского товарища" Тёмку во время пожара. В финале текста сказано: "В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким мальчишкой, как был, а Темка сразу стал взрослым". Так воспринимает ситуацию Толик. Почему же ему кажется, что его товарищ стал взрослым, в то время как он сам, Толик, так и остался мальчишкой?Попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к тексту А. Лиханова.

"Толику стало страшно", когда он увидел скорую помощь и рану от ожога на Тёмкиной спине. (Далее приведите цитату из предложения 50 и прокомментируйте ее, помня о вопросе, на который мы ищем ответ).

(Теперь приводим второй пример из текста и комментируем его. Я думаю, это должно быть предложение 51)

Итак, пожар разделил друзей: Темка сумел перейти ту черту, что отделяет взрослых от детей: (он не побоялся..., он не плакал и не жаловался, когда...). А Толику оставалось завидовать "геройскому товарищу".

Но А. Лиханов знает и мы, читатели, видим, что Толик тоже стал взрослым в этот день: (закончите предложение сами).

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из вашего жизненного опыта.

Задание то же, что в варианте 9 . Выбирайте то определение, которое можно аргументировать примерами из текста А. Лиханова.

ВАРИАНТ 10 ГИА - 2013

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

- (5)Что это? - спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

- (6)Горит, - рассеянно ответил отец, думая о своём.

- (7)Что горит?

- (8)Как будто выселенная деревня за городом.

- (9)Что? - вскинулся Толик. - (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки , просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

- (21)Там мальчик! - кричал отец. - (22)Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

- (28)Назад! - крикнул отец. - (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху - он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк - сгоревшая тополиная ветка - упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! - говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

- (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

* (род. в 1935 г.) - писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку?»

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стремилось» (предложение 19).

1) настойчиво добивалось чего-либо

2) старалось пробиться сквозь что-либо

3) быстро двигалось, направлялось куда-либо

4) порывалось сделать что-либо

А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёткиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НИЗКО происходит оглушение согласного.

2) В слове БЕШЕНЫЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове СТРЕМИТЕЛЬНО мягкость согласного [л"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове РАЗЪЕДАЛ количество звуков и букв совпадает.

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) побежал 2) метали 3) выскочил 4) хватал

А6 В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) вперёд 2) отжаться 3) сгоревшие 4) раскручивая

А7 В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением):

1) деревянные 2) огненные 3) бешеное 4) выселенная

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «тополиная ветка» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_____________________________________________

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Ответ:_____________________________________________

В4 Среди предложений 50-53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Теме1, своему геройскому товарищу2, и глядел на него уважительно3, будто на взрослого.

В самом деле4, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой5, как был6, а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ:_____________________________________________

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 50 . Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________________

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так/1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный/2) не думая ни о чём/3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень/4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ:_____________________________________________

В8 Среди предложений 23-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В9 Среди предложений 36-39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 10 ГИА - 2013

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Проверка и оценивание задания С1

№ абзаца

Микротема

Без доброты невозможна душевная красота человека.

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Проверка и оценивание заданий А и В

№ задания

ответы

(очень) быстро

<или> стремительно

ветка тополя

стало страшно

На фоне страшной трагедии в Кемерово люди опять очень эмоционально сопереживают, рассуждают о причинах и следствиях катастрофы, о пожарной безопасности в том злополучном торгово-развлекательном центре, об организации путей эвакуации, о системах пожаротушения и прочем… Это всё правильно, об этом нужно думать, но я хочу рассказать о другом.

Вы знаете, что огромное количество людей по всей стране, проживающие в обычных многоэтажных домах, в том числе и я сам, все мы почти никак не защищены от пожара? Вы ведь видели видео из Кемерово и то, с какой скоростью распространяются огонь и дым - секунды. Через 5 минут после начала пожара, если вы только что почувствовали запах дыма, но обнаружили, что уже отрезаны огнём от стандартных путей эвакуации (лестницы), ваши шансы выжить снижаются многократно.

А что такое 5 минут?

Если пожар начался на 1-ом этаже, а вы живёте на 5-ом или на 9-ом, то разве вы успеете настолько быстро почувствовать дым и среагировать? И ладно, если это лето и окна открыты, а если на улице холодно и всё закупорено? А если дома только пожилые люди или только дети - они просто не успеют быстро понять, что в доме пожар, и адекватно среагировать. Да более того: а если всё происходит ночью, и вы все попросту спите?! Вы представляете себе, что пока вы проснётесь и сообразите, что воняет гарью, огонь может уже вовсю где-то полыхать. При этом, если огонь распространяется очень быстро, то смертельно опасный дым распространяется ещё быстрее. Через 10-15 минут после начала пожара, если вы ещё не нашли пути спасения, то можно уже начинать вспоминать прожитую жизнь или делать прощальные звонки… Без шуток.

Но хуже всего, конечно, дела обстоят с теми, кто живёт в многоэтажках, хотя и жителям верхних этажей «хрущёвок» тоже нужно заранее побеспокоится о своей безопасности и предусмотреть альтернативные пути спасения. Мы все стараемся не думать об этом, чтобы не переживать «напрасно», но, как показывает практика, очень часто: спасение утопающих горящих - дело рук самих утопающих горящих.

Для понимания того, с какой скоростью распространяется огонь и дым видео из Кемерово (куда и почему пропали 3 с лишним минуты записи самого начала пожара (время в верхней части экрана) не спрашивайте - не знаю):


UPD Вот нашлись вырезанные кадры начала пожара в Кемерово:

Что происходит при пожаре на самом деле?

Во-первых, надо понимать, что пока в пожарную службу поступит сигнал, пока экипажи погрузятся и стартуют, пока подъедут к дому, пока растащат припаркованные возле дома автомобили чтобы поставить пожарные машины на «позиции» (а «пожарки» - они габаритные), пока найдут работающие гидранты и выдвинут упоры (если это машина с лестницей)… Вы понимаете, сколько пройдёт времени? А счёт, как вы помните, идёт на секунды.

Во-вторых, по поводу спасения людей, отрезанных огнём на верхних этажах:

У наших пожарных машин стандартные лестницы достают только до 5 этажа. При этом, ещё не каждая лестница разложится до подобной высоты - влияют расстояние между пож.машиной и домом, а также техническое состояние самой лестницы. Лестниц, которые реально достали бы до 9 этажа, даже в крупном городе - раз-два и обчёлся. Надо понимать, что время подъезда машины с такой высокой лестницей может быть весьма значительным (прим.: а если пожар происходит в «час пик»?!). Про более высокие лестницы я даже и не говорю - их единицы и далеко не в каждом крупном городе они в принципе есть. А вот многоэтажек в 10-20 этажей сейчас понастроили много где (прим.: мне вот интересно, а наличие подобной пожарной техники, способной достать до высоких этажей, как-то увязывается с выдачей разрешений на строительство настолько высоких домов? кто-нибудь в курсе? и как вообще это выглядит - спускаться по шатающейся от порывов ветра лестнице, например, с 15-го этажа?!)

Пожарных тентов, на которые люди могли бы прыгать, почти нет (прим.: по крайней мере почти на всех видео про спасения людей с верхних этажей, которые я просмотрел, такие тенты у пожарных отсутствовали) . Почему? Потому что эти тенты, во-первых, небезопасны: потому что трудно удерживать такой тент, когда человек прыгает с высокого этажа; потому что есть высокий риск травм для тех людей, которые этот тент удерживают (прим.: как я понимаю, именно последний фактор является главным мотивом, почему такие тенты у нас очень редко применяют пожарные) . Во-вторых, для удержания такого тента требуется очень много людей, а пожарных, когда они только приехали, всегда мало и их явно не хватает для растяжки такого тента (прим.: там по правилам требуется от 10 до 40 человек для удержания тента, в зависимости от его размера) . А ведь им требуется ещё и шланги раскатывать, и гидранты искать, и т.д. и т.п. (прим.: с другой стороны, что может быть важнее немедленной помощи тем людям, которые в любой момент на глазах у всех могут заживо сгореть?!)

Надувных кубов у нас тоже нет. По крайней мере, я не видел ни одной видеозаписи крупного пожара, где такой девайс был бы применён для спасения людей. Такое впечатление, что они хранятся только для показательных выступлений на соревнованиях МЧСников и пожарников.

Раньше в 9-этажках на лоджиях/балконах были предусмотрены пожарные лестницы выше 5-го этажа, но многие их срезали, люки заложили.

В новых домах сейчас предусмотрены «незадымляемые» лестницы, которые обособлены от квартир и лифтов, но этот путь спасения всё равно только для тех, кто быстро среагирует, потому как в случае значительного пожара в дыму будет всё - дышать и там будет нечем (прим.: в том числе потому, что могут начать гореть вент.фасады и/или внешний утеплитель - это распространённые сейчас технологии строительства, и достаточно часто строители используют дешёвые горючие материалы вместо дорогих пожароустойчивых, в этом случае пожар распространяется не только внутри дома, но и снаружи).

В новых домах везде стоит пожарная сигнализация, но как показывает опыт всех крупных пожаров последних лет, эти сигнализации повсеместно отключены.

Таким образом, мы все стараемся не думать о плохом, грустном и в том числе о возможности пожара, но фактически очень многие из нас находятся в группе риска, и у большинства в случае пожара нет даже никаких надежд на спасение... Это ведь какой-то пиздец, если честно.

Мне кажется, здесь нужно что-то менять. И если от государства что-то требовать можно довольно долго, то хотя бы самим о себе надо немного позаботиться.




Какие у вас есть альтернативные варианты спасения? (если вы живёте выше 3 этажа)

Через чердак перебраться в соседний подъезд, при условии, что люк на чердак открыт и в коридоре есть чем дышать

14 (10.5 % )

По пожарным лестницам на лоджии/балконе

10 (7.5 % )

Я живу в новом доме и у нас есть «незадымляемая» лестница (лестничная клетка расположена отдельно от квартир и лифта)

27 (20.3 % )

У меня есть индивидуальные средства спасения (спец.противогаз, Самоспас и так далее)

18 (13.5 % )

У меня нет никаких альтернативных вариантов

64 (48.1 % )


P.S. И ещё для понимания экстремальности ситуации с пожаром:


Пожар во Владивостоке:

P.S.2 По поводу пожара в Кемерово, кстати, почти все погибшие, как я понял, - это посетители кинотеатров, которые были расположены возле детской площадки, где и началось возгорание, и которые быстро не вышли из залов. Пожарная сигнализация в торгово-развлекательном центре не сработала, как и система пожаротушения, киносеанс не прервался, свет в кинозалах не включился, а через пару минут после начала пожара наоборот - электричество коротнуло и погасло (не везде). Некоторые зрители, видимо, не услышали сразу предупреждения о пожаре (в залы забегал кто-то предупредить) или люди слишком долго собирались, или вообще не придали значения одиночному крику (киносеанс ведь продолжался, напомню, и был, как я понял, самый финал фильма, развязка - возможно, кто-то решил досмотреть до конца, если не будет повторных сигналов каких-то). Через несколько минут, когда люди попытались выйти в коридор, там уже был только дым - ничего не видно, дышать почти нечем. Взрослые с детьми приняли решение укрыться в помещении и ждать спасателей, пытались открыть аварийный выход - тот был закрыт, замок сломали, но там также всё было в дыму. Прождав примерно 15 минут (потеряв драгоценное время) один единственный человек решил попробовать пробиться за помощью (они рассчитывали на быструю профессиональную помощь). При этом, своих детей мужчина оставил в кинозале, где, как он предполагал, им будет безопаснее... Человек потерял сознание через несколько метров, но именно его спасатели нашли и спасли. До людей в кинозалах спасатели не дошли:

Не обращайте внимание на спокойствие и невозмутимость Михаила Трусова на видео выше, когда он рассказывает свою страшную историю - это включаются защитные механизмы психики, которые заставляют человека как бы абстрагироваться от эмоций и ситуации. Кроме того, он наверняка напичкан успокоительным.

По информационным каналам проходило много сообщений про то, что люди якобы не могли выйти из кинозалов, звонили близким и прощались... Большинство почему-то сразу решили, что эти люди оказались каким-то образом закрыты/заблокированы в залах, что их там чуть ли не специально закрыли, что двери заело и прочее и прочее. Мне сразу все эти версии показались невероятными: как можно себе представить ситуацию, что билетёрша кого-то закроет во время просмотра кино?! А если захочется в туалет? Или с чего вдруг именно в момент начала пожара (без взрыва, который мог бы вызвать деформацию конструкций) дверь заклинит настолько, что её наадреналиненные взрослые люди не смогут сломать?! Такой бред вроде бы нормальные и даже, казалось, умные люди транслировали, не стесняясь... Так и вышло в итоге: нашлось видео - все двери были открыты. Таким образом, сами взрослые, находящиеся внутри кинозалов, неадекватно медленно реагировали на предупреждение (которое было невнятным, надо ещё раз упомянуть, а один из залов, весьма вероятно, вообще никто не известил о начале пожара) и потом ещё приняли роковое решение остаться...

Страшно всё это...